Татьяна Мазур
Консультация для родителей «Воспитание заботливого отношения у ребенка к взрослому»
▼ Скачать
Воспитание заботливого отношения
ребенка к взрослым
Все ответственные родители хотят, чтобы их дети были умными, самостоятельными, успешными и отзывчивыми. Чтобы они совершали добрые дела не просто ради награды или из боязни наказания. Чтобы они научились умом понимать этические принципы, а сердцем чувствовать эмоциональную связь с другими людьми.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание заботливого отношения у ребенка к взрослому“» размещена в разделах
Четких инструкций по воспитанию заботливого ребенка не существует. Но есть множество исследований и опыт родителей по всему миру, которые могут помочь приблизиться к цели. Вот несколько советов из книги «Наказание наградой».
Проявляйте заботу
Ребенок, скорее всего, вырастет заботливым и отзывчивым, если сам чувствует, что его окружают вниманием. Обстановка доброты, сердечности и заботы — обязательное условие позитивного развития.
Если детей воспринимают всерьез, они способны проявлять уважение к другим. Если их эмоциональные потребности удовлетворены, они могут позволить себе роскошь удовлетворять потребности других людей. Обделенные всем этим в детстве, они могут потратить всю последующую жизнь на восполнение понесенного психологического урона. Их собственные нужды будут таким громким эхом отдаваться у них в ушах, что они не смогут расслышать чужие просьбы, а уж откликнуться на них и подавно.
Моделируйте поведение
Еще прежде, чем дети начинают твердо держаться на ногах, они учатся быть личностями, наблюдая за тем, какие человеческие качества проявляем мы. Почти каждый знает, что взрослые учат, подавая личный пример. А вот о чем часто забывают, так это о том, что мы подаем пример постоянно, хотим того или нет. Например, мы можем сделать что-либо на глазах у ребенка, желая смоделировать у него определенную позицию или тип поведения, но беда в том, что ребенок учится постоянно и он усвоил, как мы вели себя десятью минутами раньше, когда не задумывались о своем поведении.
Если дети видят, что мы спокойно проходим мимо страдающего человека, они делают для себя вывод, что чужие страдания не наше дело. Если они слышат, как мы рассуждаем об окружающем мире в понятиях «это мы, а то — они», они уясняют себе, что с людьми другого происхождения и положения не нужно обращаться так же, как мы обращаемся с теми, кого считаем ровней себе. Но если они растут в семье, где царят взаимная любовь, справедливость, уважение и сопереживание, то именно эти уроки они и усвоят.
Просите прощения
Кроме искренней любви к детям большое значение имеет готовность извиниться перед ними за какой-либо поступок, о котором мы сожалеем. «Если я когда-нибудь скажу тебе что-то, что поставит тебя в неудобное положение или заденет твои чувства (а такое может случиться, потому что я не совершенство, пожалуйста, сразу дай мне знать» — пример душевного мужества и отзывчивости.
Разговаривайте
Чтобы решать проблемы, мы должны разговаривать с детьми, объяснять и истолковывать. И это не просто стратегия для преодоления трудностей, но и часть процесса становления, когда ребенок день за днем, шаг за шагом вырастает в нравственную личность. Ученые доказали, что люди, чьи родители регулярно обсуждали вместе с ними, тогда еще детьми, возникавшие проблемы и искали их причины, а не наказывали или иными способами добивались слепого послушания, более склонны к альтруистическому поведению, они политически активны и их больше привлекает участие в социальных проектах.
Объясняйте
Помимо того, что с детьми обязательно нужно разговаривать, очень важно, что именно мы решили объяснить, и сам характер объяснений. Недостаточно указать ребенку, чем может обернуться его плохое поведение: точно так же как ему необходимо помочь понять, почему ударить другого человека — это плохо, ребенка нужно побуждать самостоятельно подумать, почему помогать другим — это доброе дело, здесь недостаточно одного только заявления, что это хорошо. Более того, предложенное обоснование не должно фокусироваться на его интересах; внимание следует привлечь к тому, какие чувства испытывают другие люди, когда им помогают
Приписывайте их поступки добрым побуждениям
Уделять внимание нужно не только тому, что мы говорим, но и тому, во что верим относительно человеческой природы, детей вообще, конкретного ребенка и причин, почему он сегодня что-то натворил. Если каждый раз предполагать самое худшее, это может обернуться самосбывающимся пророчеством.
Если верить, что дети на самом деле очень хотят радовать взрослых, что они просто не умеют другими способами получить то, в чем нуждаются, что они в целом положительно отзываются на заботливую дружескую среду, тогда и реальность у нас будет совсем другая. Мы помогаем детям усваивать достойные ценности тем, что в любом подходящем случае исходим из того, что их действия продиктованы вовсе не злостным желанием отравлять нам жизнь.
Давайте возможность проявить заботу
Человек лучше всего учится на практике. И потому взрослые, если хотят научить детей, что такое заботливое отношение к другим, предоставят им целый набор возможностей приобрести собственный опыт в этом деле: заботиться о домашнем питомце, опекать младшую сестренку, шефствовать в чем-либо над другими детьми, вместе с одноклассниками принимать решения и решать проблемы.
Обучение и игры должны быть такими, чтобы способствовать сотрудничеству и взаимозависимости. Например, одно из заданий в начальной школе, когда ученик должен написать о случае из жизни или изобразить его на рисунке, можно несколько видоизменить: пусть каждый описывает или изображает событие, которое произошло не с ним, а с кем-то из его товарищей. По аналогии, у каждого школьника (независимо от возраста) дол- жен быть постоянный компаньон, который в случае его отсутствия на занятиях всегда сообщит ему, что задано на дом. Если мы серьезны в своем намерении воспитывать детей отзывчивыми и заботливыми, то должны устранить среду, которая заставляет их ради собственного успеха топить других или, на худой конец, игнорировать, и установить порядок, который побудит их отвечать друг за друга.
Подчеркивайте важность видения ситуации чужими глазами
Чтобы ребенок вырос отзывчивым человеком и приходил на помощь нуждающимся не ради собственной выгоды, нужно развить в нем привычку ставить себя на место другого человека, представлять себе, какова его точка зрения, что он чувствует, как смотрит на мир. Психологи называют это принятием перспективы, или видением ситуации с позиции других людей. А от этого рукой подать до умения сопереживать, что в психологии называется эмпатией. Как этого добиться?
— Моделировать. Мы подадим ребенку убедительный пример, если, столкнувшись с проявлением чьей-то открытой грубости, скажем ему: «Знаешь, мой мальчик, я думаю, у этого бедняги сегодня выдался очень трудный день, потому он так и накричал на нас, верно?»
— Использовать эмпатию для решения проблем. Если двое детей беспрестанно задирают друг друга или враждуют, можно посадить их рядом и попросить каждого подробно расспросить другого, чтобы узнать как можно больше о том, чем тот живет, во что верит, чем интересуется и тому подобное. Такого рода информация превратит объект нападок в живого человека и проявит его человеческую сущность. После этого уже почти невозможно снова обращаться с ним жестоко.
— Использовать силу искусства. Подбирайте для чтения литературные произведения, которые подчеркивают определенные точки зрения (бывает, что противоположные). Более того, видение ситуации чужими глазами можно использовать как инструмент для разбора практически любой книги или кинофильма: можно попросить детей описать события так, как они видятся какому-либо персонажу.
Эмпатия дана нам от природы, но способность ставить себя на место другого сама собой не возникает, развить ее у ребенка необходимо и возможно. И это то, на чем мы должны сосредоточить внимание, когда воспитываем детей и прививаем им нравственные нормы и сострадательность.