Зоя Гаврилова
Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность ребенка – понятие относительное, но, как правило, самостоятельность начинает зарождаться у ребенка уже в раннем детстве. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка детской самостоятельности для развивающейся личности ребенка чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью детей перед лицом жизненных проблем.
Как распознать ее возрастные проявления :
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
1. Нельзя оценивать по одним и тем же меркам детей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития. Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Например, если понаблюдать за детьми в детском саду: собираясь на прогулку, один старательно натягивает колготки, а кто-то терпеливо ждет, когда ему поможет воспитатель. Но если понаблюдать за теми же детьми на занятиях, то можно заметить, что дети могут поменяться местами. Как же определить, кто из них на самом деле самостоятелен? За практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда его приучать самостоятельно мыть руки, быть опрятным, нести ответственность за порученное дело.
При этом всегда важно помнить, что каждый ребенок уникален, развивается индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям. Поэтому не сильно опирайтесь на возрастные нормы, а сравнивайте самостоятельность ребенка с тем, что было неделю, месяц или год назад.
2. Самостоятельность может быть разной при оценке одного и того же действия. Это умение постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставя перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение ребенка к нему меняется. Если ребенка лишить возможности самостоятельно сделать то, что умеет, он немедленно запротестует. Ребенка нельзя лишать «законного» права сделать что-то самому.
3. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Самостоятельность – это не любое действие в одиночку, а осмысленное и социальное. Маленькие дети часто, из-за отсутствия жизненного опыта берутся за действия, которые не соответствуют нормам, только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не ругайте его. Со временем ребенок усвоит, что самостоятельность должна завершаться таким результатам, который строит всех.
Как сделать ребенка самостоятельным.
Для достижения многих целей, в воспитании чувства ответственности у детей, игровой метод может оказаться весьма полезным. Дети любят самые разнообразные игры, особенно при участии взрослого. Желательно превращать ситуацию обучения в деятельность, носящую характер развлечения. Игра повышает интерес к действиям, которыми вы пытаетесь его научить.
Так же эффективным методом приучения детей к выполнению обязанностей является использование вознаграждений. Суть метода – сформировать у ребенка заинтересованность в достойном поведении. Другими словами, если человеку нравится то, что происходит в результате его поведения, то он будет повторять соответствующие действия. Но также следует помнить, что вознаграждение превращается во взятки, когда они служат «платой» за неповиновение и безответственное поведение. Не рекомендуется использовать этот метод тогда, когда ребенок сопротивляется власти родителей.