МААМ-картинки

Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей дошкольников»

Светлана Махонина
Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей»

Подготовил воспитатель Махонина С. А.

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в

установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание ответственности у детей дошкольников“» размещена в разделах

надо поручать выносить мусорное ведро или крутить гайки, а для девочек нет

ничего лучше мытья посуды и уборки комнат. На самом же деле такие

обязанности, являясь важными в домашней обстановке, в быту семьи, все же

могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности.

Напротив, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих

обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и

на детях, и на родителях. В конце концов ребенок, вероятно, будет

слушаться, а кухня засверкает чистотой, но неизвестно, как принуждение

повлияет на формирование характера.

Истина проста: чувство ответственности нельзя навязать, оно должно

проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома,

а также вне семьи.

Пробуждение ответственности. Желая воспитать в своих детях чувство

ответственности, мы при этом хотим, чтобы они руководствовались

высшими ценностями, т. е. любовью к жизни, к труду, поиском счастья.

Однако чаще всего мы ощущаем чувство ответственности, - вернее,

отсутствие его - в более конкретных случаях: когда у ребенка в комнате

беспорядок, поручения сделаны неряшливо, поведение оставляет желать

лучшего.

С другой стороны, ребенок может быть вежливым, поддерживать в своей

комнате порядок, аккуратно выполнять все, что ему поручают, и все же

принимать решения, за которые он не будет нести никакой ответственности.

Это особенно верно в отношении тех детей, которым всегда «велят» сделать

то-то и то-то. Им не дают возможности составить собственное мнение о чем-либо,

сделать выбор, выработать определенные основы поведения. Внутренняя эмоциональная реакция ребенка на обучение решает все; от нее зависит, сколько он закрепит в сознании из того, чему мы его учим. Ценности нельзя преподать «в лоб». Им научаются постепенно, пока ребенок подражает взрослым, заслужившим его любовь и уважение, и отождествляет себя с ними.

Итак, проблема ответственности детей за свое поведение поднимает, в свою

очередь, проблему ценностной системы родителей в ориентации на детское

воспитание. Необходимо рассмотреть следующее: существует ли какой-нибудь определенный тип поведения с детьми (в теории и на практике, который помог бы пробуждению у них чувства ответственности? Стремление к цели: ежедневная работа. Чувство ответственности у детей умело и сознательно пробуждают родители. Они дают ребенку понять, что он имеет право на все чувства, но и показывают ему приемлемые способы выражения этих чувств. На этом пути взрослых ждут невероятные трудности.

Вот такие утверждения только вредят делу:

Отрицание. На самом деле ты не хотел так сказать, ведь ты любишь своего братца.

Непризнание. Разве ты у нас такой? Да нет, это просто в тебя черт вселился!

Подавление. Скажешь еще хоть раз: «Ненавижу!» - смотри, не миновать

тебе порки! Хорошие мальчики так не говорят

Приукрашивание. Разве ты и вправду ненавидишь брата? Наверное, он просто тебе надоел. Нужно уметь сдерживать свои чувства. Говоря так, взрослые забывают, что чувства, как реки, нельзя остановить - их можно только направить в другое русло. Нельзя отрицать существование бурных чувств, попытка сделать это приведет к беде. Необходимо признать их реальность и их власть. Если отнестись к ним с уважением и «отвести» их в нужное русло, они наполнят нашу жизнь светом и радостью.

Остается вопрос: какие мы должны предпринять шаги, чтобы сократить

разрыв между нашими целями и положением дел на данный момент? С чего начать?

Скорее всего, нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных «заданий». При этом мы должны четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать. Первый шаг в выполнении долгосрочной программы - заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют, а не в их внешних реакциях - подчинении нам или сопротивлении. Как понять, что дети думают и чувствуют? Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача - прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Нашим девизом должно стать: «Я хочу понять своего ребенка. Хочу показать ему, что понимаю его. Хочу выразить свое понимание,

отбросив автоматическую критику и осуждение».

Если ребенок приходит хмурый, молчит, не отвечает на вопросы - ясно, что

у него какие-то неприятности. Следуя нашему девизу, мы не станем начинать

разговор с критических замечаний вроде:

- Что это ты такой кислый?- Что это за унылая гримаса?- Что ты еще там

натворил?- Что у тебя опять стряслось?.

Если мы сочувствуем ребенку, нельзя делать ему такие замечания, которые

вызывают у него досаду, ненависть, желание, чтобы весь мир полетел в

тартарары.

Напротив, родители должны показать, что понимают его, говоря:

- Наверное, у тебя какие-то неприятности. - У тебя был трудный день. - Тебе

нелегко пришлось сегодня. - Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.

Такие утверждения лучше, чем вопросы типа: «Что с тобой? Что

случилось?» Вопросы - признак любопытства, утверждения - признак

сочувствия.

Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает,

испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится

ответственности. Все, что он сможет, это проклинать себя и обвинять других.

Он научится не доверять своим собственным суждениям, перестанет

проявлять свои способности и будет подвергать сомнению намерения

окружающих. В довершение ко всему он привыкнет жить в ожидании

неминуемого осуждения.

Если у родителей с детьми «война» из-за домашних дел (обязанности по

дому, а по сути - «война» за воспитание в детях чувства ответственности,

взрослые должны признать, что выиграть эту войну невозможно. У детей

больше времени и энергии, чтобы нам сопротивляться. Даже если мы

выиграем одно «сражение» и добьемся выполнения своих, приказаний,

ребенок может дурно на это отреагировать, стать раздражительным, отбиться

от рук.

Победить можно, лишь завоевав доверие ребенка. Это задача трудная, но

осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у нас появились (если их

нет) близкие отношения с ребенком.

Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при

помощи следующего: чутко слушать ребенка. Дети испытывают

разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли

и чувства. В результате они делают вывод, что мысли у них глупые, а их

самих никто не любит. Если родители слушают ребенка внимательно, этопробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее

оценивать происходящие события, поступки людей; не дать созреть

«гроздьям гнева». Родители должны сознательно избегать таких выражений

и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство неприятия, ненависти. Не

используйте в речи оскорбления, ругательства, угрозы и обвинения.

Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от

язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая

детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы

поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он

замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им.

Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей

будут вознаграждены. Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также

приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте.

Ответственность за свои слова и поступки порождается, как, например, и

умение играть на фортепиано, долголетней практикой. И эта практика

должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего

возраста. Для этого необходимо предоставить ребенку право голоса, а в

делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора.

Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, - тут он должен иметь

право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет

лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время,

помогая ему принять эту неизбежность.

Если ребенок просит у вас животное и обещает заботиться, это лишь

проявление его хороших намерений, а не доказательство того, что он и в

самом деле на это способен. Может быть, ребенку и вправду нужна собака,

он хочет иметь ее и полюбит, но только в очень редких случаях он способен

ухаживать за ней. Ребенок сам не в состоянии нести ответственности за

жизнь животного. Чтобы избежать ненужных упреков и разочарования,

следует сразу признать, что уход за собакой ложится в основном на плечи

родителей. Ребенку общение с животным, скорее всего, принесет огромную

пользу. Он научится нести свою долю забот о нем, но ответственность за

жизнь животного и его благополучие всегда остается за взрослыми.

Нужно не поучать ребенка, но прежде всего, уметь внимательно его

выслушать. Мы указываем ему дорогу, но надеемся, что путешественник сам

доберется до места назначения.

Используя эти новые принципы и приемы, родители добьются пробуждения

чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера

недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на

основе жизненного опыта самого ребенка, становясь важной чертой его

характера.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Консультация для родителей «Воспитание у детей уважения к старшим»Консультация для родителей «Воспитание у детей уважения к старшим» Часто люди пожилого возраста поднимают тему неуважения детьми людей старшего поколения,их расстраивает то,что они посвятили свою жизнь.

Консультация для родителей «Воспитание вежливости у детей» Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы их ребёнок выглядел привлекательно. Но мы не всегда помним, что привлекательность ребёнка.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»Экология - это наука, что произошла она от слова ''ойкас'' - дом, жилище,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Памятка для родителей и детей «Экологическое воспитание дошкольников в семье» Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период изоляции самое время рассказать ребенку дошкольного возраста о нашей природе, земле,.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей дошкольников»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 13:10
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание ответственности у детей дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Махонина (УИ 437483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД