ХОЧИКЬЯН ВЕРА
Консультация для родителей «Умственное воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Одним из главных задач является УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2 Задачи умственного воспитания формирование действия с предметами; сенсорное развитие; развитие речи; развитие игровой и других видов деятельности; формирование основных психических процессов (внимание, память, развитие наглядно-действенного мышления, эмоциональное развитие, формирование первичных представлений и понятий об окружающем мире, развитие умственных способностей (умения сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость между отдельными явлениями); формирование познавательных потребностей (потребность в получении информации, самостоятельность в познании окружающего мира).
Публикация «Консультация для родителей „Умственное воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
3 Основными средствами умственного развития являются : 1) организация и правильное руководство самостоятельной деятельностью детей; 2) проведение обучающих занятий; 3) обеспечение достаточного количества разнообразной информации.
4 И. М. Сеченов: «Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании» Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, прежде, чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.). Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т. е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета.
5 Внимание Большое значение для психического развития ребенка имеет развитие внимания. Физиологической основой внимания служит способность сосредоточения. Внимание детей раннего возраста в основном непроизвольное, но путем специальных приемов, занятий можно уже в раннем возрасте сформировать и произвольное внимание. Развитие внимания (его устойчивость и формирование произвольного внимания) в большой степени зависит от того, в каких условиях протекает деятельность ребенка. Необходимы целенаправленное руководство и специальная забота о создании наиболее благоприятных условий для сосредоточенной деятельности детей.
6 Память Начало развития памяти связано с образованием первых условных рефлексов. Ребенок рано узнает родных (4 6 мес, знакомые предметы, вспоминает и воспроизводит в своей игре виденное ранее и т. п. Развитие памяти также в основном происходит в процессе деятельности. Разнообразные действия с предметами способствуют установлению более устойчивых связей с окружающим, а тем самым лучшему запоминанию. Память ребенка нужно упражнять специальными приемами беседа о недавнем событии; напоминание (что ему вчера купила мама, куда он вчера ездил, какие игрушки есть дома); рассматривание картинок и иллюстраций
7 Восприятие В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3 годам достигает высокого уровня развития: ребенок дифференцирует звуки и тембр человеческого голоса, узнает знакомые мелодии, различает темп музыки. У него развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать слышать и слушать различать предметы по отдельным их внешним признакам подражать видимым действиям и т. д. Сенсорное развитие осуществляется в разных видах деятельности в действиях с предметами, детских играх, рисовании, пении, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, т. е. ребенок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.
8 Сенсорное воспитание детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Ранний возраст является сензитивным для совершенствования деятельности органов чувств. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
9 Сенсорное воспитание Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Цель - сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей. задачи: Формирование у детей систем перцептивных действий Формирование у детей систем сенсорных эталонов Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
10 Сенсорные ощущения Сенсорные ощущения могут быть разными: зрительные ощущения ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве; слуховые ощущения ребенок слышит разнообразные звуки музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать; осязательные ощущения ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей; обонятельные ощущения ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира; вкусовые ощущения ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда. Доминирующее значение имеют зрительные и слуховые ощущения.
11 Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает сенсорные эталоны.
12 Сенсорные эталоны Сенсорные эталоны это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы геометрические фигуры, величины метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п
13 Знакомим с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, вкусовые и обонятельные образы, но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими.
14 Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств: цвет красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый; форма круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; величина большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине; звуки звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости; элементарное количество (без счета) много, мало, один, ни одного, столько же; и т. д.
15 Знакомство с цветом В отечественной педагогике принят такой порядок различения цветов в виде последовательной смены этапов: 1. Сравнение предметов по цвету (без называния) : Практическое соотнесение это сравнение предметов при их непосредственном сближении: Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой! Зрительное соотнесение восприятие цвета на расстоянии : Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок. На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания. 2. Называние цвета закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.
16 Дидактические игрушки Изучать цвета и закреплять знания о цветах можно несколькими разными способами: - используя специальные дидактические игрушки и игры, направленные на изучение цветов цветные пирамидки, цветное лото и др. ; - рассматривая и сравнивая по цвету реальные предметы игрушки, овощи и фрукты, одежду и др. ; - рассматривая картинки в книжках; - в процессе занятий продуктивными видами деятельности рисованием, лепкой, аппликацией; - предлагая малышу разнообразные обучающие раскраски.
17 Дидактические игры и занятия Игровая форма обучения ведущая на ступени раннего детства. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что окружает его: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю организованно показывать детям, рассказывать и говорить с ними.
18 Дидактические игры и занятия дадут хороший результат - если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.