Оксана Колпакова
Консультация для родителей «Учимся играть вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссёрские, дидактические, игры –драматизации всё это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребёнок постепенно осваивает разные виды игр.
В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра – источник развития моральных качеств личности.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся играть вместе“» размещена в разделах
Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остаётся времени – родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование.
И как сложно нашим малышам, ведь они – надежда и гордость родителей! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребё нка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы мы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей.
Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребёнка дома, какие игры лучше всего предложить в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.
Понимая актуальность и важность данного вопроса, мы подготовили для вас консультацию, чтобы помочь вам научиться играть вместе со своим ребёнком, воспитывая через детскую игру качества, необходимые ему в дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве.
Однако, не всякое занятие с игрушками можно назвать игрой. Настоящая развивающая игра – это принятие роли (доктора, шофера и т. д., придумывание или воспроизведение сюжета (бытового или сказочного, создание воображаемого пространства (больницы, дома, леса и т. д.) Увы, играть умеют не все.
Как же научить ребенка играть? Очень просто – надо чтобы родители играли вместе с ним. Именно взрослый впервые «оживляет» куклу или любимую игрушку ребенка. Все это необходимо делать эмоционально, по возможности естественно и с удовольствием. Такие совместные игры очень сближают родителей и детей, а также повышают авторитет взрослого в глазах ребенка.
В начале пути
Игра начинается с того, что кукла, мишка или зайчик становятся живыми, говорят человеческим голосом. Естественно это голос взрослого, т. е. ваш. Только взрослый или старший ребенок может оживить игрушку и сделать ее партнером по общению и персонажем игры. Такое оживление игрушки свидетельствует о появлении образного мышления, которое и формируется, и развивается в игре. (ролевая игра)
Также ребенок может выступать одновременно как режиссер и как исполнитель ролей. (режиссерская)
Важный и имеющий непосредственное отношение к ребенку сюжет – семья. В такой игре малыш может отыграть радостные и неприятные эмоции, связанные с собственной жизнью. (пример сюжетно – ролевой игры)
Игрушка ребенка 3-4 лет может стать не только предметом игры, но и партнером по общению. Часто можно видеть, как несколько детей общаются друг с другом через игрушки.
Мягкий помощник.
Три года – это сложный этап жизни ребенка. кроме положительных моментов развития, родители зачастую сталкиваются с капризами и упрямством. И как это не удивительно любая игрушка, которая «общается» с ребенком имеет большое влияние на него. То, что малыш ни в какую не хочет делать по просьбе мамы, он с удовольствием сделает по просьбе зайчика или мишки, вместе с ним и для него.
Первые роли.
3-х леткам еще трудно принимать на себя роль, поэтому здесь необходима помощь взрослого. Например, предложите ребенку хорошо знакомое животное, с характерными чертами. Предложите сюжет – во что вы будете играть. Он может быть сказочным, придуманным или взятым из реальной жизни ребенка: поход на прогулку, в гости, поездка на дачу. Например, так: давай ты будешь котенок, а я твоя мама. Мама может вместе с котенком играть, ловить мышей, заниматься домашними делами.
Принять на себя какую-нибудь роль и действовать в соответствии с ней помогают и некоторые характерные атрибуты. Например, набор доктор, парикмахер, магазин.
Сначала дети осваивают действия, соответствующие той или иной роли. Например, зайчик должен прыгать, грызть морковку и прятаться от лисы, а доктор спрашивать что болит, ставить градусник и давать лекарство.
Сюжеты детских игр
Одним из главных сюжетов дошкольника является его собственная жизнь, ребенок сходил к врачу, после этого к врачу идет мишка. Малыши могут брать за основу не только жизненные сюжеты, но и понравившиеся сказки, которые им читают и конечно мультфильмы. Однако современные мультфильмы иногда не рассчитаны на маленьких детей. Поэтому, прежде чем показывать что-то ребенку заранее убедитесь в том, что ему это стоит смотреть.
Игры с предметными картинками.
Очень хороши для разных игр простые предметные картинки, которые можно использовать, придумывая разнообразные игры и задания. Например, предложите малышу поселить диких животных в зоопарк, а домашних в квартиру. По-разному раскладывая картинки, можно по очереди придумывать забавные истории. На этой основе придумано много различных настольно – печатных игр.
Таким образом, игра – ведущая деятельность в детском возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
А сейчас мы предлагаем вам поиграть. Игра «Разброс мнений»
Родители передавая друг другу игрушку должны продолжить:
-Мой ребенок любит играть…
2 игра.
Давайте оценим фантазию и творческое мышление родителей. Родители достают из чудесного мешочка предметы-заместители.
- Подумайте и расскажите, чем могут быть эти предметы в детской игре?
(шарик – пирожок, яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д.)
И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Научить детей играть – значит научить жить.
Виды игрушек:
• сюжетные, или образные игрушки (куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.
• технические игрушки (транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество)
• игрушки – забавы (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, радость)
• спортивно-моторные игрушки (способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений).
• Театральные игрушки (служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения)
• Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, балалайки)
• Особое место принадлежит дидактическим игрушкам ( с помощью которых детей знакомят с сенсорными эталонами: матрешки, мозаики, пазлы, и др. Эти игрушки воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца.)
«Конверт дружеских вопросов»
Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами.
-Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
-Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
-На что вы опираетесь в подборе игрушки?
-Каково ваше отношение к игрушкам – монстрам?
Список используемой литературы:
1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб. :Союз, 1999.
2. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М. : Педагогика, 1978.
3. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. М. : Просвещение, 1996.
4. Лещинская-Гурова, О. В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения. – Нижний Новгород, 1999.
5. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Как играть с ребенком. – М. : Педагогика, 1990.