Ирина Титаренко
Консультация для родителей «Учим детей пересказу»
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет - ребёнок испытывает потребность в общении. Это проявляется в желании поделиться своими мыслями, чувствами, знаниями. Дети любят рассказывать сказки, пересказывать то, что особенно заинтересовало их, передавать содержание мультфильмов и фильмов. И, конечно же, хотят, чтобы их услышали и поняли. Но они не всегда улавливают логику событий, путают факты и их очередность, речь в основном сумбурная и непонятная. И для этого есть объяснимые причины. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Это односложная речь из простых предложений. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Публикация «Консультация для родителей „Учим детей пересказу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Темочки
Нам, взрослым надо научить детей связно и последовательно, грамматически правильно выражать свои мысли, рассказывая о событиях из жизни. Начать можно с пересказа литературных произведений, так как это один из факторов развития речи детей.
Пересказ помогает развить речь дошкольников, выделить главное, отвечать на вопросы. Это показатель, умения формулировать, анализировать, понимать произведение, а также – насколько у него развита речь. Это так же важный фактор в подготовке к школьному обучению, ведь ребенок должен передать своими словами услышанное от учителя или прочитанное в учебнике.
Те, кто занимается пересказом, хорошо умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделять главное, отвечать на различные вопросы, запоминают образные слова.
В пересказе нельзя допускать слова, выражения и обороты, которые не присущи данному жанру, в котором создан текст.
Для пересказа берутся доступные по содержанию произведения, которые несут в себе полезную информацию, персонажи в которых яркие и положительные, мотивы их поступков понятны ребенку. Пересказ должно быть динамичным, лаконичным и образным. Ребенок должен суметь выразить свое мнение и понимание. Стоит использовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку. Сказки можно выбирать разные: короткие и длинные. Выбирают произведения с образцовым языком, без непонятных детям слов, без сложных форм. Так же учитывать объем текста и его занимательность.
Акцентировать внимание на начале сказок: «жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве» и т. п.
А так же на завершении - заключении, без которого невозможно построить пересказ.
Важен и пересказ различных литературных произведений, ведь ребенок научится владеть родным языком, запоминать определенные слова, развивать мысль, воображение. Появляется возможность ребенку проявить опыт, который он уже имеет.
Для пересказа лучше брать текст, связанный с привычными для детей ситуациями, такие, которые могут активизировать их воображение и повлиять на чувства. Должна прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее.
Взрослые должны внятно и выразительно прочитать текст. После прочтения следует обсудить с ребенком его смысл, главные мысли и содержание.
Также важна наглядность - иллюстрации к произведениям. Они помогают ярче представить героя произведения, последовательность событий
Следующий фактор - это создание наглядного плана, так называемой мнемотаблицы Содержание их – это графическое изображение персонажей сказки. Нужно передать условно-наглядную схему, чтобы нарисованное было понятно детям. Это своеобразный зрительный план для создания монологов.
Ребенок учится составлять план своего ответа. Развивается самоконтроль и саморегуляция.