Ольга Владимировна Селиверстова
Консультация для родителей «Три «НЕ» на пути любви к природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Три «НЕ» на пути любви к природе.
Если не вдаваться в тонкости научной классификации, то природа – это «Живое», не только звери и птицы, но и деревья, травинки, цветочки, бабочки. Ведь живое в силу наших психологических особенностей способно вызывать в нас особые эмоции. Поэтому, когда мы хотим объяснить малышу, что стоит за словами «беречь природу», «охранять природу», мы должны обращаться к его опыту. А что он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять от этого охраняемого злодеев. Но лично его, ребенка это ни к чему не обязывает. Зато малышу понятно, что значит «обижать» и что значит «делать больно». Живое (природа, как и ребенок, чувствует боль. Живому нельзя делать больно. С этого и начинается бережное к ней отношение. Маленькие дети в силу возрастных особенностей – «деструкторы». Они склонны выяснять, «что внутри». Они экпериментаторы: им интересно, что получится «если» : если мухе оторвать крылышки, раздавить птичье яйцо. Возникают новые звуки, новые формы… Но всего этого как раз нельзя делать. На подобные «эксперименты» должен быть запрет, просто потому, что муха – живая. Ей больно, когда отрывают крылья. Дерево – живое, ему больно, когда ломают ветви и это взрослые могут и должны объяснять детям. Когда ребенок бессмысленно рвет цветочки, он эгоистично присваивает себе то, что ему не принадлежит. Он неправильно радуется живому – невинно уничтожает его. Но чувство бережного отношения к природе начинается со слова «не» : «не ломай!», «не дави!», «не хватай!». Слово «НЕЛЬЗЯ» надо произнести твердо, но аргументировано: цветочки мать-и-мачехи – это же маленькие солнышки! В городе так мало травы и цветов! Обратите внимание, как редки стали действительно красивые бабочки: павлиний глаз, траурница – чудеса нашего детства. Куда они делись! Нужно настойчиво и последовательно пресекать попытки маленьких детей давить то, что оказывается у них под ногами. Взрослые сами часто виноваты. Увидела мама, что ребенок взял в руки червя, и кричит: «Брось эту гадость!» В ребенке еще чувство брезгливости не сформировано. И это очень хорошо. Но если червяк – гадость, с ним нужно поступать соответственно: бросить и раздавить. Мама, может быть, этого не хотела, просто не справилась с «естественными» эмоциями, но последствия у такого «эмоционального срыва» очень неприятны. Ведь воспитатели и учителя – главные носители экологического знания. Они очень многое способны передать детям
Публикация «Консультация для родителей „Три „НЕ“ на пути любви к природе“» размещена в разделах
Белая черемуха
З. Александрова
Расцвела черемуха
Около ручья
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней
И могла цвести она
Много – много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья,
Белая снегурочка
Около ручья…
Мимо бабка ехала.
Оглядясь вокруг -
Сразу от черемухи
Отломился сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь.
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки,
И снегурки нет,
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха,
Чистая, как снег,
Радовался деревцу
Каждый человек.