Ирина Костюк
Консультация для родителей «Незатейливые игры для развития мелкой моторики и речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
Тема: «Незатейливые игры для развития мелкой моторики и речи детей»
Как часто приходится слышать от родителей, что развитие мелкой моторики и речи ребёнка требует большого количества финансовых средств и времени. Однако это не так. И сейчас на конкретных примерах я постараюсь вам это показать.
Предлагаю вам познакомиться с играми и упражнениями, которые развивают мелкую моторику и речь детей, память, внимание.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Дети с большим удовольствием играют с шнурочками, верёвочками. Этот интерес можно использовать с целью обогащения активизации словаря. Например, предложив малышу нанизывать на верёвочку бусы, колечки или крупные пуговицы и называть предметы по какой-либо лексической теме. Это могут быть и предметы посуды, мебели, животные или птицы.
В каждом доме есть карандаши, палочки, которые можно вращать, выкладывать в форме колодца, катать между ладонями (будто «добывать огонь»). Вместе со своим ребёнком вы можете прокатывать карандаш между двумя ладонями от кончика пальцев до запястья, автоматизируя изолированно поставленный звук.
Дети любят игру «Лабиринт». Правила игры просты. Необходимо какому-то персонажу (герою) добраться к какому-то объекту или предмету. Чтобы эта игра способствовала развитию не только внимания и самоконтроля, а и речевого дыхания и голоса, предлагаем ребёнку по дорожке лабиринта произносить автоматизируемый звук. Например: пчела летит к цветку и жужжит: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж, а комарик летит и произносит З-З-З-З-З, мотор машины работает Р-Р-Р-Р-Р, змея шипит Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Желательно, чтобы сначала ребёнок проложил путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию, а затем нарисовал путь карандашом. Затем можно повторить прохождение по лабиринту с произнесением дли-тельного звука Ж-Ж-Ж-Ж-Ж. Игру «Лабиринт» можно сделать, нарисовав на бумаге дорожки, а также из коктейльных трубочек, наклеивая на картон.
Рисование двумя руками занимательно и полезно для детей, у которых наблюдаются рассеянность, проблемы с запоминанием букв и чтением. Для этого не требуется специальных пособий. Рисовать двумя руками можно на песке, крупе, листе бумаги. Разделите лист пополам линией, а слева и справа от линии нанесите волны, круги, спирали либо другие фигуры пунктиром (или точками). Предложите ребёнку одновременно обводить фигуры, взяв в левую и правую руку карандаши (навстречу друг другу). Это упражнение можно сочетать с произнесением автоматизируемого звука, а также при пропевании гласных звуков (громко / тихо, низким голосом / высоким голосом, развивая голос и речевое дыхание.
Выкладывание узора доступно всем и ребятам постарше, и малышам. Для этого можно использовать крупу, фасоль, горох, камешки, макароны, шишки, косточки фруктов и т. п. Выкладывать узор можно как на подготовленном фоне из пластилина, так и из пластилиновых шариков, скатанных ребёнком на досточке или пластиковой крышке, листе бумаги. Произнося предъявляемый взрослым звук, слог или слова, малыш щепотью обеими руками (тремя пальчиками, либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным) выкладывает камешки марблс, либо пуговицы, либо семена фасоли (гороха, составляет узор.
Игру «Гусеница» вы можете сделать вместе с ребёнком, вырезав тельце в виде бумажных или картонных кругов, а из одного из них сделать голову, нарисовав глаза, ротик. Предложите ребёнку разделить слова на слоги (хлопками в ладоши, а на тельце гусеницы выкладывать тремя (или двумя) пальчиками камешки (фасоль, горох) по количеству слогов в слове. Такая игра поможет вам не только развивать мелкую моторику рук ребёнка, но и развивать слоговой анализ слова.
Игра «Покорми мишку» способствует синхронизации работы полушарий, устойчивости и произвольности внимания, снижению утомляемости, развитию мелкой моторики. Ребёнок кормит медведя - кладёт в рот корм (шарики, фасоль, мелкие предметы и т. д.) сначала ведущей рукой, затем противоположной, потом двумя руками одновременно, сочетая движение с произношением слогов, слов на автоматизируемый звук или по лексической теме. Игру можно усложнить, проводя «кормление медведя» из ложек.
Если ваш ребёнок говорит медленно или быстро, порой заикается или недоговаривает окончания, поиграйте в игру «Ритмы». Эта игра поможет сформировать у малыша ощущение ритма, отработать ритмические структуры, силу голоса и его модуляцию.
Возьмите лист бумаги и выложите на нём в ряд камешки или ракушки, палочки, или изобразите капельки, круги или другие однородные рисунки.
Повторите с ребёнком ритм, нажимая на каждое изображение пальчиком или отстукивая молоточком или кулачком по столу. Играя дома, вместо фи-гурок можно использовать геометрические фигурки, заранее договариваясь о произнесении какого-либо слога, слова.
Например: или.
КУ___КУ КУ КУ___ КУ___КУ КУ КУ___ КУ___КУ КУ КУ.
Можно играть, усложняя условия игры. Фигурки в игре могут быть большие и маленькие. Большие фигуры обозначают громкий голос, а маленькие тихий. Либо, нажимая пальчиком на большую фигурку, ребёнок произносит более низким (например, как медведь, а на маленькую более высоким голосом (например, как медвежонок).
Уважаемые родители, вы познакомились с вариантами некоторых игр и упражнений, развивающих мелкую моторику, которые я использую в своей практике для устранения нарушения произношения, развития словаря, которые можете с успехом применять дома.
В завершении я хочу вам пожелать успеха, чтобы время, проведённое с ребёнком, стало и для вас, для ребенка не только интересным, но и полезным.