Гришукова Анна
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство проведения досуга детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Счастливые улыбки, горящие глаза и радостные лица малышей – это результат театрализованной игры, которая является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Публикация «Консультация для родителей „Театрализованная деятельность как средство проведения досуга детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:
- во-первых, в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;
- во-вторых, развивается личность ребенка и, главное, формируется такое качество, как произвольность;
- в-третьих, зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ
Основные направления театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоения роли.
Я со своими детьми начала с игры «Курочка и цыплята». Роль курочки взяла на себя. Под песню «Цыплята» дети вместе со мной выполняли действия по ходу песни. Затем роль курочки могли выполнять многие дети. От игры «Курочка и цыплята» я плавно перешла к сказке «Курочка Ряба», внеся новые шапочки деда и бабы. Так постепенно, добавляя новые шапочки, мы дошли до сказки «Репка». При внесении новых персонажей настольного театра или шапочек-масок я использую загадки, потешки, прошу детей сымитировать ходьбу того или иного героя, воспроизвести, как он кричит, разговаривает.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «Зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать СПАСИБО «артистам»).
Вторая группа обеспечивает первичное становление позиции «Артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя.
Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди.
Я в процессе работы стараюсь стимулировать интерес детей к театрализованной деятельности (выразительное чтение, внесение новых атрибутов).
Каждому ребенку хочется сыграть роль. Но сделать это надо так, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников. Для этого надо научить детей средствам выразительности. Но неэмоциональный воспитатель с маловыразительными интонациями вряд ли научит чему-то детей. Поэтому я стараюсь совершенствовать свою речь в повседневном общении, чтении, декламации, театрализованных играх, которые вначале веду сама.
Затем я провожу небольшие упражнения с детьми. После показа настольного театра «Теремок» я прошу желающих попроситься в теремок за того или другого персонажа; предлагаю детям определить, кто попросился более похоже. Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют как герои сказки. Я предлагаю им «поводить» персонажей. Такие упражнения формируют необходимые умения и поддерживают интерес к театрализованной деятельности.
Я считаю, что театрализованные игры должны выполнять одновременно познавательную, выразительную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать достижению трех основных целей: созданию атмосферы творчества; развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности; социально – эмоциональному развитию детей.
Подготовку к театрализованной деятельности я провожу в несколько этапов.
Вначале выразительно читаю произведение, затем провожу по нему беседу, поясняющую и выясняющую не только содержание, но отдельных средств выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому я широко использую весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
Я стараюсь изучать детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая мое чтение. В. А. Сухомлинский писал, что если ребенок «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу». Это очень актуально в наше время, когда вокруг столько обделенных детей. Поэтому я стараюсь понять, разобраться в том, что чувствуем малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, чтобы помочь ему полнее выразить свои чувства.
Из многообразия средств выразительности в детском саду рекомендуются:
- в младшем возрасте формировать у детей простейшие образно - выразительные умения (или имитировать характерные движения сказочных персонажей);
- в среднем возрасте обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимика, пантомимика);
- в старшем возрасте совершенствовать художественно – образные исполнительские умения, развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Имитации движений животных я обучаю детей на физкультурных и музыкальных занятиях, во время проведения подвижных игр, в свободной деятельности.
При обучении детей средствам речевой выразительности я использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения).
Но не сразу и не каждый ребенок согласен выступить в той или иной роли. Чтобы развить у детей уверенность в себе и социальные навыки поведения, я стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой – то роли.
Для этого я использую различные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких детей;
- распределение ролей по жребию (кому эта маска, персонаж).
Таким образом, это способствует развитию уверенности в себе, социальных навыков поведения. Дети становятся раскованные, свободнее общаются со сверстниками и взрослыми. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица, какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
ИТОГИ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАШЕЙ ГРУППЕ
Мой опыт внедрения театрализованной деятельности в жизнь группы позволяет наблюдать положительные результаты развития детей. Они стали более активны на занятиях, заметно расширился и активизировался словарь, внятнее и четче стала речь. Дети дружелюбнее относятся друг к другу, проявляют сострадание. Если кто – то вдруг упал и ударился, то можно наблюдать, как несколько человек спешат ему помочь подняться, пожалеть. В ответ на это высыхают слезы, пострадавший ребенок улыбается, потирая ушибленное место.
В группе накоплен большой материал для проведения досуга : настольный театр, театр картинок, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, сценарии сказок – драматизаций. В перспективе планируется приобретение театра БИБАБО, активное вовлечение родителей в процесс театрализованной деятельности.
СКАЗКИ… Дети живут в этом мире, в сказках существует то, что порой нельзя увидеть в реальном мире. Здесь не только люди, но и животные, и фрукты, и даже предметы и природные явления умеют разговаривать, двигаться, то есть быть одушевленными. Поэтому сказочные моменты присутствуют в очень многих программах как элемент нравственно - духовной мудрости, которую в незатейливой форме постигает малыш.