Людмила Сычева Ефимова
Консультация для родителей детей средней группы «Привитие культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Привитие культурно-гигенических навыков»средняя группа " Теремок"
Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни.
Публикация «Консультация для родителей детей средней группы „Привитие культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитии речи, тонкой моторики и зрительно - моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом пути к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно-отсталых детей.
1. Формирование навыков одевания.
Формирование навыков одевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Необходимо воспитанников научить, не только надевать и снимать одежду, но и складывать, и убирать ее в определенное место. Тем самым мы воспитаем у него привычку к аккуратности и сформируем положительные навыки поведения. Параллельно с этим необходимо включать в работу дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
2. Формирование навыков культуры еды.
Необходимо формировать навыки аккуратности еды у воспитанников. Приучать детей садиться за стол и принимать правильное положение. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами, пищу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Не разговаривать за столом во время приёма пищи.
3. Формирование навыков опрятности.
Учим воспитанников замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т. п.) и самостоятельно их устранять или обращаться за помощью к воспитателям.
4. Формирование культурно гигиенических навыков.
Гигиенические процедуры следует многократно повторять в строго определё нное время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т. д., чтобы действия вошли в привычку. Объясняем воспитанникам, что ходить в туалет необходимо в определённое время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Учим пользоваться туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть после туалета руки.
5. Формирование навыков поддержания порядка в окружающей обстановке.
Воспитанники осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме. Поэтому учим раскладывать аккуратно в шкафу одежду, убирать в группе на места игрушки, книги.
6. Формирование навыков культурного поведения и вежливых взаимоотношений.
Учим воспитанников здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям, товарищеские взаимоотношения с взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на вопросы.
Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность воспитателей терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но воспитанников необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников является игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания являются игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки. Именно через игры и упражнения дети могут усваивать те или иные умения и навыки.
С помощью игр можно привить навыки самообслуживания. Для формирования навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для детей наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры занимают основное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные и словесные игры.
Для того чтобы научить детей мыть руки, нужно предварительно рассматривать с ними сюжетные картинки, где изображены: мальчик или девочка умываются; предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Приобщая детей к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой, мыльными пузырями, а также проводить дидактические игры с игровым персонажем.
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целенаправленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от простого (снять тапочки, носки, надеть колготки) к сложному. Обучение проходит в естественной обстановке.
Дидактическая игра-упражнение на развитие мелкой моторики «Завяжи шнурки» направлена на развитие мелкой моторики рук и глазомера у детей дошкольного возраста. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта.