Юлия Кузьмина
Консультация для родителей «Серьезно об игрушках»
▼ Скачать +Заказ
Детство немыслимо без игрушек. Игрушки для ребенка- это та среда, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формирует и реализует творческие способности, учит выражать свои чувства, а также общаться и познавать себя.
Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
Публикация «Консультация для родителей „Серьезно об игрушках“» размещена в разделах
В настоящее время выбрать игрушку ребенку нелегко. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые игрушки - динозавры, трансформеры, пауки и компьютерные игры.
Какие игры и игрушки нужны ребенку, как их выбрать? Самый простой ответ на этот вопрос хранится в Вашем детстве, вспомните своё детство, в какие игры и игрушки играли Вы? Пусть ваш ребёнок играет в те же игры, что и Вы. Этот способ, придуманный природой, вырастил уже многие поколения детей.
Любимая игрушка
У каждого ребёнка должна быть любимая игрушка-друг. Как правило, это простая мягкая игрушка, которую ребёнок наделяет душой. С такой игрушкой он может поговорить, может в порыве эмоций выплеснуть агрессию на эту игрушку, а потом со слезами на глазах пожалеть. Такие игрушки некоторые сохраняют на протяжении всей жизни.
Самый лёгкий способ выбрать такую игрушку – это предоставить выбор непосредственно ребёнку. Возьмите ребёнка с собой, и пусть он выберёт то, что считает нужным. Иногда ребёнок не может определиться с выбором (особенно в раннем детстве, а потому ваша задача помочь ему, показывая ему на различные игрушки и способы игры с ними.
Безопасность игрушек
Игрушка, как развивающая, так и любая другая, должна быть безопасной. А значит нужно, чтобы в ней ничего не отваливалось, материал был безопасным, а краска – нетоксичной, ярких, но не агрессивных цветов.
Отсюда выводы: никаких дешёвых игрушек, а товары для детей выбираем исключительно в магазинах. Лучше приобретать игрушки известных фирм. Конечно, большинство из них тоже сделано в Китае, но качество хорошее и в сравнение с низкопробными игрушками не идёт. Пускай лучше игрушек будет меньше, но они будут качественными!
Возраст и игрушки
Обычно на товарах для детей указаны приблизительные возрастные рамки. Это важно, ведь если игрушка будет слишком простой – малышу будет неинтересно, а слишком сложной – он просто не поймёт, что с ней делать.
Конечно, каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе, но хотя бы приблизительно ориентироваться на возрастные рамки, указанные на упаковке игрушки, стоит. В том числе и для безопасности ребенка – ведь многие игрушки с пометкой "от 3-х лет" содержат мелкие детали, которых младшим деткам давать не стоит.
1 год. В этом возрасте основной инстинкт ребёнка – это познать окружающий мир. А потому стоит выбрать яркие разноцветные простые игрушки. Это могут быть различные каталки, кубики, неваляшки, простенькие пирамидки и игрушки, вкладывающиеся друг в друга. Таким образом ребёнок познаёт формы и цвета.
2 года. Правильным выбором будут мягкие игрушки и мячики. Можно уже давать более сложные игрушки : 8-ступенчатые пирамидки, сортёры, простенькие головоломки и т. д.
3 года. Это особый возраст. Большинство людей помнит себя именно с этого момента. В этом возрасте человек начинает осознавать действительность, жизненные ситуации, наблюдают и перенимают поведение родителей и других людей. В этом возрасте уместнее всего будут простые конструкторы, куклы, домики, модели бытовых приборов и т. д. В этом возрасте дети начинают играть в ролевые игры: дочки-матери, магазин, врач и д. р.
4 года. Ребёнка начинают интересовать уже не сами игрушки, а тот смысл, который в них вкладывается. Т. е. ребёнку не интересны большие игрушки, его привлекает функциональность и смысл предметов. В этом возрасте лучше не давать игрушки, а вместе с ребёнком создавать их. Ребёнок начинает наделять игрушки определённым смыслом и начинает активно фантазировать, преобразовывать их.
5-7 лет. В этом возрасте ребёнок становится очень активным. Ему становится гораздо интереснее играть на свежем воздухе, бегать, и играть с другими детьми. В этом возрасте ребёнок получает главные уроки социальной жизни, общаясь с другими детьми и взрослыми. А потому, активно перенимает поведение всех людей.
В этом возрасте дети больше любят сюжетные игры. В этом возрасте уже можно приучать детей к пользованию некоторыми бытовыми приборами (телефону и компьютеру в том числе).
Компьютерные детские игры
В этом вопросе важна золотая середина. Не нужно ребёнка полностью отграничивать от игр, но и нельзя позволять проводить за компьютерными играми долгое время. Разумными будут временные ограничения для таких игр. Естественно, для детей лучше не выбирать жестокие и агрессивные компьютерные игры. Лучше всего подойдут игры с персонажами популярных мультфильмов.
«Страшные» игрушки
«Страшные» игрушки существовали во все времена, во всех культурах. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. Это были хорошо знакомые персонажи, их внешний вид (часто нарочито потешный, рукотворность игрушек и их зависимость от действий ребенка - все способствовало преодолению страхов ребенка, давало простор воображению.
Современная индустрия игрушек действует по другим ориентирам. «Страшные» игрушки стали очень яркими и популярными. Устрашающий облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку, ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.
Главная опасность таких страшных игрушек в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Ребенок, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символике в игрушке.
Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни ребенка невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи.
Психологи-практики призывают: игрушки должны быть разными! Важно внимательно наблюдать за играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать детям осваивать игровые взаимоотношения персонажей.
Помните, ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Только в руках старшего и умеющего играть взрослого, родителя, игрушка станет живой, нужной, разбудит воображение, а значит, будет полезной!