Журавлева Тамара Ивановна
Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей №196№
Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольника»
Публикация «Консультация для родителей „Сенсорное развитие дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Подготовила: воспитатель Журавлева Т. И.
Оренбург
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Воспитывать детей с первых дней жизни! Эту мысль неоднократно подчеркивали ученые Н. М. Щелованов и Н. М. Ансорина. Особое значение при этом придавали они сенсорному воспитанию, называя период раннего детства «Золотой порой сенсорного воспитания».
Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость, шероховатость и т. д., звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Таким образом, ощущения и восприятия - непосредственное чувственное познание действительности.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формировать в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запахи и т. п.).
Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.
Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. С давних пор педагоги пользовались в сенсорном воспитании способом сравнения предметов по тем или иным признакам.
Если предметы одинаковы по форме и величине и отличаются по цвету (шарики, например, то можно по ним учить различать цвета. Так же можно подобрать предметы, одинаковые по форме, но отличающиеся по величине (набор кукол - матрешек, мисочек и т. д.). Могут быть наборы игрушек, отличающихся по величине и цвету, но одинаковых по форме. Подобранные таким образом предметы, игрушки становятся дидактическими пособиями на различение цвета, величины, формы и т. д. задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие к данным и многим другим предметам.
Другой путь - от общего, целостного восприятия предметов к вычленению их отдельных свойств и признаков. Отдельные свойства выступают в предметах в сложных и многообразных связях, и такое сравнение значительно труднее, чем с помощью дидактических пособий.
Особый характер приобретают познания предметов и явлений, когда наблюдение имеет определенную цель.
Наблюдения, связанные с трудом, с игрой, с конструированием, с рисованием отличаются друг от друга: в каждом случае замечаются и запоминаются в первую очередь специфические свойства о признаки явлений.
На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.
Кроме того в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.
Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов. Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются условия для планомерного руководства функционированием ощущений, восприятий и представлений детей.
Умение рассматривать, воспринимать предметы и явления формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Поэтому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснить детям смысл их действий.
Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и т. д.
Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности: требуется специальное обучение по определенной системе. Обучая детей рисовать, лепить, строить педагог должен одновременно уделять специальное внимание развитию их воспитания, умения анализировать, обобщать и т. д. Поэтому более полезно предложить детям не один - два красивых дома, а ряд простых, но в определенной системе усложняющихся домов. Это будет способствовать формированию у них обобщенных умений строить дома вообще, а не какой-то один, пусть даже очень красивый дом. То же самое относится и к изобразительной деятельности.
Таким образом, продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети получают некоторые навыки рисования, лепки, конструирования, но их общее развитие при этом остается фактически на прежнем уровне; в другом случае, они наряду с умениями рисовать, конструировать и т. д. получают умения воспринимать, сравнивать, обобщать.
И именно потому, что в последнем случае детей учат мыслить, их навыки и умения в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими, творческими, чем в первом случае.
Итак, наибольший эффект для сенсорного воспитания дает продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачи умственного воспитания.
С помощью таких занятий как конструирование, лепка, рисование дети глубже познают такие свойства предметов, как величина, форма, цвет и т. д.
Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.
Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием.
Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания.
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому еще очень трудно разобраться во всем этом многообразии и он нуждается в помощи воспитателя.
Обследование предметов должно проводиться цо-ралнхжу, а зависимости от цели его. Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные методы, которые характерны для многих видов обследования.
1. Восприятие целостности облика предмета.
2. Вычленение основных частей этого предмета и определение его свойств.
3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).
4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
5. Повторное целостное восприятие предмета.
Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.
Способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых свойств, а во-вторых, от целей обследования.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиями иного характера, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с набором геометрических фигур, деревянными сборно-разборными игрушками, вкладышами и т. д.). эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др.) позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме; величине., цвете предме