Лучший педагог года

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

лейсан суюндукова
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Семья имеет несколько функций:

Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те

Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в воспитании ребенка“» размещена в разделах

отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается

различать то, как к нему кто относится, кто что для него делает, в каких условиях он

живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с

другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не

удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте он столкнется с большими

трудностями.

Семья — это основа чувства защищенности. Оно развивается на основе тех

привязанностей, у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности,

защищенности, т. к. семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии

его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при

исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок научается адекватно

реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в

минуты горя или болезни.

Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Ребенок

копирует поведение взрослых. Это бывает как неосознанно в младшем возрасте, так

и осознанно в старшем. Это является одним из необходимых элементов —

идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель

реагирования в стрессовой ситуации. родители часто говорят одно, а делают другое.

Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к

отрицательному формированию характера.

Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от

наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который зависит от

родителей. родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать

в них желание учиться. На это влияют беседы с детьми. Беседы способствуют

развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей

служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение

родителей является образцом социального поведения для ребенка. Ребенок

научается от родителей всему, путем поощрения и наказания. Степень свободы,

которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет роль.

Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье.

Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении) :

Козел отпущения. Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.

Любимчик. Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный

вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).

Кукла, вечный ребенок. Нужен родителю лишь в определенный момент, когда

ему хочется заняться ребенком. Чаще, если родители очень близки друг другу, они

лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но как правило он остается

третьим – лишним.

Примиритель. Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями.

Часто такие дети играют роль взрослого в семье. В некоторых схемах в основе

лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями

ребенка).

Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его,

проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все

решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безинициативны, склонны к

алкоголизму и наркомании (безволие в антисоциальной компании). Могут

объявлять бойкоты родителям и т. д.

Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает сея ненужным,

нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не

удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т. д. Крайняя форма –

беспризорность и дети-маугли. Это основной источник пополнения преступных

группировок, где существуют внегласные законы – кто сильнее, тот и прав.

Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются,

выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность,

превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать

ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно

оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь не могут вписаться в иерархию

подчинения, им трудно адекватно вести себя. Так же, возникают затруднения с

установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие,

трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны

в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.

Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, они не знают заботы,

ласки, их все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок

старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но

никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие

дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие

дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить»,

редко добиваются в жизни чего-либо существенного.

Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается

ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда

родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка

возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи.

Здесь могут быть два варианта: 1. ребенок справляется, становится не по возрасту

серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы. 2. Ребенок не справляется,

становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях не редки

самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например,

отличник, вдруг, получил двойку).

Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если

родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации,

дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь

воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим,

может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным)

кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь

режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.

Трон принца. Чаще – в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием

материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация –

задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было

святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились

родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто

оказываются неспособными.

Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость

между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама

одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного

родителя (особенно, если родитель невротик или шизофреник). Например: Ты все

время должен сидеть и учиться! А почему ты не сходил в магазин? (ребенок идет в

магазин) А куда ты пошел? И т. д. Такому ребенку приходится самому определять

что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это

способствует развитию невроза.

Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме,

потом по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из

родителей). Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом

адаптируется. Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические

реакции, уход из семьи и т. д.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного

фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в

том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца,

бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше. И вместе с тем

никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда

в воспитании детей, сколько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как

сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму

отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно

определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие

воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения,

нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит

пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять

повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые

наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то,

чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел,

что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его

мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не

замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию

определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию

детей.

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если

придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон

были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно

должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях

родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между

родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы,

непослушания и т. д.).

Лисина М. И. проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от

особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе

воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени;

положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают

уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую

успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в

основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в

семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают,

часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов

в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Моя семья крепка, дружна

И для меня она важна!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника»Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка»Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка» В некоторых современных семьях сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать деньги и брать на себя все семейные расходы.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей»Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль театральной деятельности в воспитании детей» С древних времён различные формы театрального действа служили.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
Опубликовано: 13 января 2024 в 19:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД