Марина Городилова
Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые нарушения у детей – это серьезная проблема нашего времени. Нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речи; от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении, как её формы, так и содержания. Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, может затруднять обучение в школе. Речь ребёнка развивается по следующим направлениям:
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в речевом развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
1. Звуковая сторона речи;
2. Словарь;
3. Грамматический строй речи;
4. Связная речь.
Каковы же основные факторы успешного речевого развития ребёнка?
- Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста;
- Общения ребёнка со сверстниками;
- Строение артикуляционного аппарата;
- Развитие мелкой моторики;
- Чтение детям художественной литературы;
- Игры ребёнка с взрослыми и сверстниками.
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступает мама. Первый опыт речевого общения ребёнок получает в семье. Речь ребёнка формируется на примере речи родных, близких ему людей. Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Он овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и тем самым расширяет свой словарный запас. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Поэтому так важно, что бы дома он слышал правильную, грамотную речь.
2. Общение ребёнка со сверстниками. Между тем, чтобы новые слова не оставались в пассиве, необходимо общение детей друг с другом. Они учатся договариваться, уступать, решать конфликты, выстраивать диалог, приходить к общему решению. Желание быть услышанным и получить ответ делает речь детей в общении со сверстниками связной, полной, логичной. Их взаимные связи более эмоциональны, что создает условия для разностороннего речевого развития.
3. Строение артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат состоит из 3 основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, твёрдое нёбо, зубы, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика. Оттого как работает сам аппарат, зависит и качество речи. Следует отметить, что к 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки, т. к. в норме у него должны четко и дифференцированно работать речеслуховой и речедвигательный анализаторы. В это время следует уделять внимание движениям языка. Благодаря более точным движениям этого органа детям доступны многие звуки.
4. Развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики на прямую связано с речью. Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активации процессов в речевом центре. Для развития мелкой моторики дома нужно иметь материалы для лепки, рисования, шнуровки, конструкторы, счетные палочки, различные крупы и т. д.
5. Чтение детям художественной литературы. Художественная литература является необходимым условием для всестороннего развития речи ребёнка. Красочные определения, яркие, необычные сравнения, которые с помощью взрослого ребенок находит в литературе, помогают ему самому подбирать их в своём рассказе. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, человеколюбие, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком. Это первые шаги в овладении монологической речью.
6. Игра ребёнка с взрослыми и сверстниками. Игра имеет большое значение и для эмоционального, и для речевого развития. Важно проведение различных речевых игр, упражнений, заданий. Их целью является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком в детском саду, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора. Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». На кухне у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Можно выяснить у ребенка, где растут овощи, вспомнить вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре). Рассказывайте, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Скажи наоборот» и т. д.
Позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступлении в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для этого школу на дому. Просто по чаще играйте с ребенком в развивающие речь, мышление и фантазию игры.