Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для родителей «Рекомендации по формированию социальной готовности детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу- очень важный и ответственный момент для ребенка и его родителей. Но не все дети подготовлены к болезненному и успешному вхождению в учебную деятельность. Поэтому можно за несколько месяцев до начала учебного года проводить с ребенком целенаправленные развивающие занятия, которые помогут ему в дальнейшем в школе. Их следует проводить в игровой форме, т. к. преобладающие мотивы поведения связаны с интересом к процессу игры. Играя с ребенком, взрослые в процессе упражнений развивают у них способности к восприятию, запоминанию, удержанию внимания.
Публикация «Консультация для родителей „Рекомендации по формированию социальной готовности детей к школе“» размещена в разделах
Существуют следующие методические рекомендации для родителей по формированию социальной готовности детей к школе :
1. Можно организовывать для детей игры в "Школу", в которых ребенок может играть роль ученика или учителя. В ходе такой игры давайте ребенку не сложные посильные задания и хвалить его, если он выполнил их.
2. В процессе игры необходимо на собственном примере показать ребенку, как нужно доводить дело до конца, даже если ничего не получается.
3. Кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
4. Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям, и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны, и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
5. Постарайтесь, изменить, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
6. Тон приказа и назидание в этом возрасте малоэффективен, старайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
7. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
Можно использовать различные игровые упражнения.
1.«Я дарю тебе словечко».
Взрослый и ребенок по очереди дарят друг другу словечко, объясняя его значение, при этом ребенок может называть знакомое ему слово, а взрослый - незнакомое для ребенка слово и не просто объясняют значение этого слова. Но и составляют с ним предложение. В ходе таких упражнений обогащается словарный запас ребенка, развивается связная речь.
2. "Путаница".
Все, стоя в кругу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.
3."Я в тебе уверен".
Цель: развитие навыков социальной перцепции.
Участники объединяются по парам и садятся напротив друг друга. Каждый по очереди высказывается, начиная фразу словами: " я уверен, что ты. ". ( например: "я уверен, что ты не скажешь обо мне плохо").
4. «Отгадай предмет по паре других».
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: папа, мама – это семья, мясо, лук-это котлеты, торт, свечи - это праздник и т. д. Мир детского сознания состоит из одних вопросов. Им все интересно. Важно использовать такие ситуации для совершенствования речи детей.
Рекомендации для родителей по формированию правильной и адекватной самооценки у ребенка:
1. необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, заинтересованности в его делах;
2. необходимо создать условия для полноценного общения ребенка со сверстниками; если возникают трудности у дошкольника, нужно ему помочь приобрести уверенность к коллективе сверстников;
3. нужно расширить и обогатить индивидуальный опыт ребенка, т. е. разнообразить его деятельность;
4. положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, находить причины трудностей и способы их решения.
5. родители должны позитивно оценивать поступки ребенка. Для формирования навыков, необходимых в школе, можно играть с детьми в различные игры, нацеленные на выработку и укрепление необходимых качеств и свойств ( например: игра «Да» и «нет» не говорите, черный с белым не берите», целью, которой является развить у детей умение сосредоточиваться и концентрировать свое внимание).
Методические рекомендации для педагогов по социальному развитию дошкольников :
Для того, чтобы дошкольник усвоил и закрепил нормы и правила поведения можно использовать различные конкурсы, инсценировки, диалоги между детьми и т. д.
Для преодоления отчуждения между детьми, воспитатели могут использовать игры, которые помогают поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.
1. сюжетно-ролевые игры, где партнеры принимают равноправные роли;
2. игры-драмматизации: психологическое сближение ребенка с другими героями;
3. игры, направленные на переключение внимания на сверстников; они формируют умение замечать конкретного ребенка и выделять его по конкретным признакам.
Существует еще один способ оптимизации общения ребенка в группе сверстников – научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.
Развитие эмоционально – коммуникативных умений у дошкольников :
-Знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями;
-Обучение распознаванию эмоций;
-Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;
-Игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Найти друга», «Дотронься до …», «Сиамские близнецы», «Поводыри»).
Многое в поведении детей, их взаимоотношениях в группе определяется теми отношениями, которые формируются в типично дошкольных видах деятельности. Воспитателю нужно знать, за какие качества, поступки одни дети оказываются популярными в группе и что привело других к неблагоприятному положению среди сверстников, знать, чтобы помочь обрести каждому ребенку более благоприятное положение в системе личных отношений, своевременно скорректировать тенденцию к стабилизации неудовлетворительного положения. Тех же детей, чей статус в группе низок, целесообразнее вводить в новые для них коллективы, создавая возможность для формирования новых положительных взаимоотношений со сверстниками.
Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения:
-«Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он
становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
-«Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье.»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»
Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме, а затем предложите игры:
-«Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
-«Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т. д., а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы.
Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации
проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», «Бармалея» и т. д.
Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, психологов, родителей.