Елена Мягкова
Консультация для родителей. Ребенок боится ходить в туалет, как справиться с проблемой. Советы психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей. Ребенок боится ходить в туалет, как справиться с проблемой. Советы психолога
Иногда родители сталкиваются с намеренной задержкой стула у детей из-за неприятных, болезненный ощущений во время хождения на горшок. Ребенок боится горшка, панически, всячески отказывается садиться на него, чтобы опорожнить кишечник. Ситуация обретает формат замкнутого круга. Ребенок не ходит в туалет долго - в результате ему больно. Запоминает боль - снова долго не ходит в туалет и уже терпит намеренно. В итоге ребенок боится ходить в туалет «по-большому». Так повседневный естественный процесс провоцирует целый комплекс неприятностей, сложностей и превращается в серьезную нервотрепку для детей и родителей. Поэтому сегодня рассмотрим, почему возникает такая проблема с дефекацией и как с ней справляться.
Публикация «Консультация для родителей, Ребенок боится ходить в туалет, как справиться с проблемой, Советы психолога» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Если ребенок боится ходить в туалет после серии физиологических запоров, то речь идет о психологической травме. В этом случае причиной фобии стали: боль при затрудненной дефекации. Ребёнок помнит эти ощущения и боится их повторения. При жидком стуле идет раздражение стенок кишечника, кожи в области ануса. Боль может появиться, если на стенках кишечника, анусе остались незаметные родителям трещинки.
Термин «психологический запор» в официальной медицине не встречается. Эта проблема входит в комплекс, который называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы (СДВНС). В МКБ-10 заболевание включено в группу невротических расстройств. Проблемы с горшком в данном случае относятся не к расстройствам ЖКТ, а к неврозу, вызванному неправильной работой вегетативной нервной системы и замедленному созреванию органов пищеварения. Это функциональное, а не органическое нарушение. Однако надо помнить, что диагноз выставляется после исключения органической патологии. У ребенка медленнее, чем у остальных, созревают клетки слизистой. Как следствие, пища медленнее движется по кишечнику, травмируются мышцы и слизистая - отсюда и болевой синдром.
Так называемый «психологический запор» представляет собой расстройство по типу ферментативной недостаточности. Страх боли формирует у ребенка желание отсрочить хождение в туалет. Боль часто ассоциируется с положением сидя, поэтому ребенок может ходить в туалет в положении стоя. Расстройство не представляет опасности для жизни и не влечет за собой ухудшения физического здоровья, однако доставляет существенные неудобства и может портить качество жизни.
Нарушения обычно возникают или усугубляются под влиянием острых стрессов и хронических психотравмирующих ситуаций, могут быть стойкими, постоянными или проявляться периодически. К ним следует отнести и: стеснительность, стрессы, отсутствие похвалы со стороны родителей, принуждение.
Стеснительность. Неудачные замечания или шутки по поводу неприятного запаха испражнений, количества кала от родителей, старших детей провоцирует чувство неудобства у малыша. Возникновение негативного оттенка при принуждении ребёнка со стороны взрослых и длительные высаживания на горшок, настойчивые просьбы.
При возникновении стрессов, малыш взволнован жизненными переменами, детскими проблемами в саду. Ребенок протестует, если нервная система даёт сбой. Негативные воспоминания, связанные с горшком и испуг влекут за собой страх.
Отсутствие похвалы от родителей за умение не пачкать штанишки. В период приучения малышей к горшку необходимо отмечать каждый успех, хвалить и подстегивать желание вести себя по-взрослому.
Проблема со стулом может оказаться проявлением депрессии, может быть связана со сложностью адаптации и волнением. Иногда усиление симптомов можно наблюдать осенью и весной - классическое время для обострения всех психосоматических расстройств, когда дискоординация вегетативных центров особенно выражена.
Такие дети часто очень избирательны в своем рационе. Они имеют устойчивую тягу к определенным продуктам и настойчивое отвержение к другим - тем, которые сложнее переваривать. Они инстинктивно отказываются от продуктов, которые могут вызвать у них неприятные ощущение в ЖКТ. Это также показатель незрелости системы.
Имеет значение и наследственный фактор. Если у кого-то из родителей или близких родственников наблюдались похожие или другие психосоматические симптомы, если у кого-то из них реактивная нервная система, пониженная стрессоустойчивость, нервозность - это может объяснять и симптоматику ребенка.
Родители могут не обратить внимание, но если ребенок плохо ходит в туалет из-за невротического состояния, у него будут и другие проявления: повышенная тревожность, эмоциональная лабильность, неустойчивость сна, сниженная стрессоустойчивость, капризность, плаксивость (при этом плач часто переходит в истерики, низкая самостоятельность, склонность к протестам. Такие дети очень зависимы от близких, стараются привлекать их во все свои дела, не любят оставаться одни. Также могут наблюдаться другие соматические жалобы.
Для решения проблемы с дефекацией важно выявить причину страха. От этого зависит выбор способов преодоления фобии, тактики поведения родителей. Подумайте, после каких событий могла возникнуть эта проблема? Ребенок впервые пошел в садик? Какие-то изменения в домашней жизни? С какими стрессами ребенок сталкивался перед тем, как болезнь развилась? Какие стрессовые факторы продолжают действовать?
Составить целостную картину поможет доверительная беседа с ребенком после трех лет, разговоры с воспитателем детского сада, личные наблюдения. После анализа причин воспользуйтесь проверенными советами опытных родителей, врачей и психологов по решению проблемы, а они точно знают, что делать, если малыш боится какать. Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.
Как помочь ребенку решить деликатную проблему:
Развивать у ребенка самостоятельность. Для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому. Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.
Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций. Ведите активный образ жизни. Бег, лазание, игры с мячом во дворе стимулируют работу кишечника.
Воспользуйтесь советами педиатров. Избавьтесь от физиологического запора. Найдите причину затруднения дефекации и исключите отрицательный фактор из жизни ребенка. При необходимости пользуйтесь слабительными. При затяжных запорах ставьте клизмы грушей или микроклизмы из аптеки, глицериновые свечи.
Питайтесь сбалансированно. Включайте в меню клетчатку, кисломолочные продукты, вареные овощи и супы на легком бульоне. Булки, сухарики, пирожные, конфеты провоцируют запоры. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ.
Контролируйте питьевой режим. Недостаток воды приводит к затвердеванию каловых масс, физиологическому запору. Давайте пить больше жидкости. Пейте расслабляющий коктейль перед сном. Соблюдайте режим дня. Строгое соблюдение времени приемов пищи, походов в туалет сделают процедуру дефекации стабильной.
По совету психологов создайте комфортную психологическую обстановку дома. Доверительные, спокойные отношения между родителями, детьми успокаивают психику, уравновешивают состояние. Отсутствие стрессов положительно на привыкании к новому, например горшку. Не напоминайте сами, что у малыша был запор, что ему было больно.
Превратите поход в туалет в игру. По дороге в туалет рассказывайте интересную историю о загадочных героях, которые хотят обогнать ребенка, чтобы первыми занять горшочек. Не останавливайте рассказ до тех пор, пока малыш не покакает. Придумайте материальный стимул. Например, испеките волшебное печенье или угостите специальной витаминкой от страха. Постарайтесь настроить кроху на позитивный лад, чтобы он перестал страдать и бояться.
Не бойтесь перехвалить. Хвалите за безрезультатные посиделки на горшке, утвердительный ответ на просьбу сходить в туалет покакать, даже за редкую дефекацию. Создайте подготовительную площадку для будущего успеха. Подстройте график какания под время нахождения дома. Эта мера поможет справиться со стеснительностью, неудобством оборудования туалетных комнат в школе или садике. В домашних условиях ребенок может расслабиться, почувствует себя комфортно.
В критических ситуациях, при истериках, попытках перетерпеть позывы к дефекации длительное время сходите на прием к психотерапевту. Психотерапия малыша совместно с родителями приносит положительные результаты в большинстве случаев.
Важно! На устранение психологического запора может понадобиться 2-3 месяца. Не торопитесь получить положительный результат, не подгоняйте ребенка. Наберитесь терпения.