Рауза Тахташева
Консультация для родителей «Развитие воображения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Однажды один ребё нок спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и как работать, чтобы стать сказочником?». «Учи, как следует математику» - услышал он ответ.
Действительно, возможность создавать что - либо необычное, новое, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как воображение и мышление. Именно их развитию необходимо уделять наибольшее внимание в воспитании ребёнка в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период учёные называют наиболее благоприятным для развития воображения и мышления.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие воображения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Что такое воображение? Это присущая только человеку, возможность создания новых представлений путём переработки предшествующего опыта. Часто воображение называют фантазией. В тоже время, оно является высшей психической функцией и отображает действительность. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего в данный момент ситуации.
Воображение пятилетнего ребёнка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причём, чем страшнее, тем лучше. Эти фантазии нередко вредят детям. Их обвиняют во лжи, дразнят «врунами». Тем не менее, ребёнок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле.
Что же заставляет ребёнка, в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно действующее воображение.
Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-нибудь информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Мышление в этом случаи почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределённость ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых.
В процессе восприятия ребёнок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребёнка очень мал и возможность оценки «Что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникают множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.
Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребёнка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. Ребёнок верит в то, что наряженный актёр – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Золушке, слушая сказку.
Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой, является воображение.
Воображение тесно связано с интересами, которые имеют большое значение в жизни человека. Поскольку интересы проявляются в положительных эмоциях человека, то они вызывают чувство удовлетворения от работы. Они помогают легко сосредоточивать внимание, увеличивают работоспособность.
И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Всем известно, что любой учебный процесс идёт тем успешнее, чем больше у ребёнка интерес к учёбе. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт детей, знакомит их с разными деятельностями, активизирует различные способности. Однако реально узнать, увидеть не под силу ребёнку, и здесь на помощь приходит фантазия.
Фантазирование значительно обогащает опыт детей, с помощью неё они попадают в такие ситуации и пробуют такие деятельности, которые в реальной действительности ему недоступны.
В наиболее яркой форме фантазия сливается с интересом в игре. Она не только развивает интересы вширь, обеспечивая их разносторонность, но и углубляет уже сформировавшийся интерес.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами.
Для выполнения этой задачи педагогам и родителям необходимо помогать ребёнку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.