Мария Арещенко
Консультация для родителей «Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ — РТВ-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Арещенко Мария Юрьевна
МДОУ «Детский сад №36 «Колокольчик»
с. Солдато-Александровское Советского района
«Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологии
Публикация «Консультация для родителей „Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ — РТВ-технологии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером. ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
ТРИЗ технологии учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению и развитию речи.
Метод «мозговой штурм». Это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей. Мозговой штурм используется тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Ребенок не только имеет право на высказывание, но и обязательно предлагает свой вариант решения проблемы.
Принимаются любые идеи, даже те, которые кажутся абсурдными. Из множества идей, как правило, выбирается одна и обсуждается более детально.
Правила мозгового штурма:
1) исключение всякой критики;
2) поощрение самых невероятных идей;
3) большое количество ответов, предложений;
4) чужие идеи можно улучшать
Темами мозгового штурма могут быть:
- как уберечь продукты от мышей;
- как не намокнуть под дождем;
- как мышам достать сыр из-под носа кота;
- как выгнать лису из зайкиной избушки;
- как потушить пожар, если в доме нет воды;
- как не дать медведю залезть на теремок и развалить его.
Метод «синектики» : Этот метод предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо. Этот метод работает как метод эмпатии, подразумевающим представление ребенка себя каким – то конкретным предметом или явлением и передачу чувств, переживаний, настроения этого образа.
Морфологический анализ Круги Луллия: Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Цель использования пособия: формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений:
- развивать познавательную активность;
- сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
- формировать элементарные математические представления;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать мелкую моторику и координацию движений рук;
- развивать креативные способности дошкольников;
- развивать навыки фантастического преобразования объектов.
Метод «фокальных объектов». Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Ребенку предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.
Методика обучения составлению сказки по картинкам. Рассматривание сюжетных картин как одно из средств развития системного мышления и образной содержательной речи детей дошкольного возраста.
Специфика сюжетных картин, предназначенных для использования при составлении сказки:
- близость пониманию и опыту ребенка;
- доступность модели отражения действительности.
Методика использования загадок
«Да- Нет- ка» – вид загадки, которую нужно отгадывать при помощи вопросов, где ответ будет только «Да» или «Нет»
Цель: формирование логического мышления, связной речи.
Методика проведения:
Задачи решаются постепенным сужением круга поиска.
«Да- нет- ки» бывают:
- объектными - загадывается один объект;
- ситуационными (детективными)-загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло;
- числовая – выяснить какое число «от» и «до» загадали;
- плоскостная – предметы расположены в одной плоскости (на столе);
- объемная – предметы расположены в пространстве (в этой комнате);
Работа по технологии ТРИЗ требует системности и времени, но результаты превзойдут все ваши ожидания. Любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности. Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-технологии.