Татьяна Голикова
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка при помощи различных жанров русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Развитие речи ребенка при помощи различных жанров русского фольклора»
В процессе развития происходит эмоциональное развитие ребенка и взрослого. Ребенок реагирует на улыбку, голос, произнося что-то и улыбаясь в ответ. Ребенок на слова взрослого отвечает мимикой, жестом, движением. У него развивается понимание речи, а затем и инициативное общение к взрослому.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи ребенка при помощи различных жанров русского фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Ребенок не всегда может сразу произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, выговаривать четко все звуки.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносит слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Для развития слухового восприятия очень важно научить ребенка находить источник звука, а в момент разговора он должен видеть лицо взрослого, следить за тем, как тот говорит. Так развивается понимание и подражание звукам и звукосочетаниям.
Вслушиваясь в звучащее слово, играя с ним, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают звукопроизношение. Опираясь на слух, ребенок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить свое произношение к произношению окружающих.
Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения, для развития слухового восприятия родителям необходимо, кроме игр, использовать дополнительный речевой материал: потешки, считалочки, скороговорки, чистоговорки, пословицы и загадки.
Взрослые могут поиграть с детьми в игры типа: «Кто лучше произнесет». Родители предлагают ребенку повторить скороговорку, но не просто повторить, а повторить лучше, чем взрослые. Например:
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Тише мыши
Кот на крыше.
Игру: "Кто больше вспомнит или придумает чистоговорок" (на любой
звук).
На звук Ж:
Жа - жа - жа - есть иголки у ежа.
Жу - жу - жу - дадим молоко ежу.
Но следует учитывать при этом ряд правил:
не использовать чистоговорки со звуком, который у ребенка еще не поставлен
речевой материал должен быть доступен и понятен ребенку.
Укладывая ребенка спать, мама может спеть ему колыбельную песню.
Колыбельные песни сопровождают ребенка с первых дней жизни, поэтому каждое слово в них знакомо ребенку, он запоминает правильное произношение этих слов, и в дальнейшем никогда не допустит ошибки при их произнесение.
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песне и начинает понимать и осваивать родной язык. Родители должны внимательно следить за развитием речи ребенка. К году - первые слова, к двум - фразы, а в три года малыш должен использовать около 1000 слов, речь должна стать полноценным средством общения.
Одним из наиболее доступных для родителей жанров фольклора являются колыбельные песни. Мамина колыбельная занимает важное место в формировании и всестороннем развитии ребенка. Колыбельные песни дают младенцу очень большой объем необходимой ему информации, чтобы ориентироваться в жизни. Через колыбельную ребенок познает близких ему людей: родителей, бабушку, дедушку, братьев и сестер.
Постепенно расширяя границы познания ребёнком окружающего мира, колыбельные расскажут, что на дворе живет коровушка, которая поит его молочком; петушок, который рано встает, голосисто поет, Дане спать не дает; собачка:
Баю - баю - баю - бай
Ты, собачка, не лай,
Белобока не скули,
Мово Даню не буди.
Научная педагогика признала безусловную полезность пестушек и потешек, так как слова в них, как правило, сопровождаются действием, часто напоминают физзарядку логопедического занятия, а также в них используются некоторые элементы массажа, пальчиковой гимнастики, что способствует развитию голоса, слуха и звукопроизношения. Пестушки и потешки очень доступный жанр фольклора для использования родителями.
Например, всем известная «Сорока - белобока» - это потешка, которая сопровождается движением пальцев рук, а это уже пальчиковая гимнастика.
В потешках даются первые навыки счета, это тоже следует учитывать родителям, навыки счета сочетаются с физическими упражнениями («Сорока - белобока», «Ладушки»). Такие упражнения вызывают удовольствие у ребенка, и он охотно выполняет необходимые движения.
Мама берёт руку ребенка, водит по ладони пальцем и говорит:
Сорока — ворона
Воду носила,
Печку топила,
Кашу варила,
Деток кормила.
Загибая пальчики ребенка один за другим взрослый каждый раз говорит:
Этому дала. Этому дала.
А тому не дала.
Почто дрова не рубил?
Почто воду не носил?
Почто печь не топил?
Почто кашу не варил?
Кроме того, потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, обогащению словарного запаса и знаний об окружающем.
Чтобы научить ребенка знать название частей лица и головы, мама, умывая ребенка, может проговаривать такую, всем известную потешку:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Проводится работа не только над обогащением словаря, но и по словоизменению: образование множественного числа «глазоньки», «щечки», образование уменьшительно - ласкательных существительных: личико, глазоньки, водичка.
Кроме того, многие потешки используют счетные операции.
Родители могут использовать загадки для развития речи своего ребенка, вовсе не обязательно знать их, взрослые могут сами придумать загадку, например по описанию. Мама, придя из магазина, может спросить у ребенка : «Как ты думаешь, что я тебе принесла? Круглый, оранжевый, фрукт?» любой ребенок догадается, что это апельсин. Детям очень нравятся такие игры, они развивают знания детей об окружающем, логическое мышление и речь, воображение.
Из всего вышесказанного следует вывод, что использование различных жанров фольклора способствует усвоению детьми правильного звукопроизношения.