Наталья Виноградова
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка от 3 до 8 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи ребёнка от 3 до 8 лет
Речь
Речь - это процесс общения, опосредованный языком. Под языком понимается объективная, исторически сложившаяся система кодов, обозначающих предметы, явления, признаки окружающего мира.
Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка.
1.1. Знакомство с периодизацией Выготского
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи ребенка от 3 до 8 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Развитие ребенка протекает неравномерно.
Кризис 3 лет: ребёнок начинает осознавать себя как личность, а не часть матери. Взрослые часто слышат: «Нет! Не хочу! Не буду!», «Я сам!»
Кризис 7 лет: ребенок переходит из дошкольного возраста на новый этап формирования. Если до 7 лет ведущая деятельность игровая, то с переходом в школу, ведущей деятельностью становится учебная. Мышление ребенка приобретает большую критичность и логичность. Он часто отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее.
Периодизация детского возраста:
Младшие дошкольники (3-5- лет)
Старшие дошкольники (5-7- лет)
Начальная школа (7-10 –лет)
Этапы развития детской речи
Устанавливают четыре этапа в становлении речи детей :
1-й — подготовительный — до одного года
2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет
3-й — дошкольный — от 3 до 7-8 лет
4-й — школьный
Речь ребё нка от 3-8- лет:
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
- складывается понимание форм языковой деятельности;
- речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
- завершается процесс фонематического развития : ребенок правильно слышит и произносит звуки;
- возникают предпосылки для освоения грамоты.
Нормы концентрации внимания детей по возрастам:
3 года – 6-15 мин
4 года – 8-20 мин
5 лет – 10-25 мин
6 лет – 12-30 мин
7 лет – 14-35 мин
8 лет – 16-40 мин
9 лет – 18-45 мин
Причины речевых нарушений
Биологические: патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития (гипоксия плода, инфекционные заболевания матери) резус-конфликт (проникая через плаценту антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества, действие которого поражает отделы мозга, в послеродовый период: инфекционные вирусные заболевания (менингит, гепатит, наследственные генетические заболевания.
Физические: травмы, падения ушибы матери могут привести к отслойке плаценты, черепно-мозг. травмы
Химические: лекарственные препараты, курение и алкоголь, работа на вредном производстве.
Механические: применение любых ручных родовспомогающих приспособлений, большие размеры плода, после появления головки акушер должен тянуть ребёнка за плечи, а не за голову. Область 2-3 шейного позвонка самые мягкие – повреждаются.
Какие исследования могут быть назначены неговорящему ребенку раннего дошкольного возраста?
• осмотр у невролога
• осмотр у оториноларинголога
• (отоакустическая эмиссия и аудиограмма)
• осмотр у психиатра
• обследование у логопеда
• обследование у дефектолога
• обследование у нейропсихолога
• функциональные исследования
• (УЗДГ – доплеровское исследование шейных сосудов, ЭЭГ и др.)
Основные направления работы по развитию речи у детей дошкольного возраста
Развитие просодических компонентов речи
Развитие фонематических функций
С 4 лет - постановка и автоматизация нарушенных звуков
Формирование активного и пассивного словаря
Формирование грамматического строя речи (словоизменение, словообразование)
Развитие связной речи (пересказы, составление различных видов рассказов)
Основные закономерности звукопроизношения
Рекомендации пособий и литературы для развития речи ребенка.