Елена Кожокарь
Консультация для родителей «Развитие речи и мышления детей с помощью мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Что значит развивать речь ребёнка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь - это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить в этом то и вся сложность. Говорить это значит, владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи и мышления детей с помощью мнемотехники“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Процесс формирования речи детей строится на принципе взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями и понятиями об окружающем мире, развивать их речь необходимо на основе развития содержательной стороны мышления. Формирование речи осуществляется в определённой последовательности с учётом особенностей от конкретных значений к более абстрактным; от простых структур к более сложным. Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путём простого воспроизведения. Следование этому принципу обучения, обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приёмы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.
Воспитатель учит детей наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир во всём его многообразии. Используя эти наблюдения, а так же различный литературный материал, дети учатся рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном и услышанном, развивая при этом как связность речи, так и её содержательность, совершенствуя выразительность речи. Очень важно чтобы дети усваивали предложенный материал. Нужно помнить, что в школе им придётся запоминать слова, предложения, тексты, различные правила, схемы, формулы и т. д. Это потребует большого напряжения.
Поэтому необходимо специально развивать память детей дошкольников. Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приёмы запоминания и припоминания. Этому - то и способствует мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого -«искусство запоминания», - это система различных приёмов, обеспечивающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов : «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приёмы чрезвычайно эффективны с детьми.
Известно, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, Явлений природы, Событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия потому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Для того чтобы избежать отрывочности представлений формирующейся у ребёнка, следует организовать его активную деятельность, специально включая материал для запоминания.
Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность, и в результате этого сама интелектуализируется. Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.). Использование общений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и Других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребёнка богатое воображение, способность к замещению и различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, то надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия - умение обозначить каким-либо одним словом реальный образ (или несколько образов, отражая им общие признаки объекта, и замещать предметы, т. е. пользоваться «заместителями».
Дети знакомятся с окружающим, не только непосредственно что-то воспринимая, но и посредственно, с помощью прочитанных книг, рассказанных сказок. Сказка - неизменный спутник детства играет особую роль в жизни ребёнка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой - главным видом деятельности дошкольника. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Её характером определяется речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Важнейшей формой организации обучения речи и мышлению являются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определённые задачи речевого развития детей. Для того чтобы научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы, а так же легче и прочнее осмысливать и усваивать изучаемый материал, используя различные способы запоминания (мнемонические приёмы). С целью развития речи и мышления детей, можно поставить следующие задачи.
Задачи на развитие основных психических процессов -внимания, памяти, образного и логического мышления.
Развивать направленность сознания детей и его сосредоточенность на определённом объекте, его свойствах и качествах.
Продолжать развивать природную память детей (непосредственную, кратковременную, непроизвольную,
используя упражнения на запоминание расположения предметов в пространстве, физкультурные и танцевальные движения.
Развивать культурную память детей (опосредственную, долговременную, произвольную, используя игры и упражнения на развитие зрительной памяти, слуховой памяти, обонятельной памяти, вкусовой памяти.
Развивать ассоциативное и образное мышление детей : учить детей соединять слова и рисунки - пиктограммы, объединяя их по смыслу; «зарисовывать» слова, заменяя их значками -символами при помощи ассоциаций, возникающих у детей при произнесении этих слов. Учить детей запоминать стихотворный текст с помощью зарисовки ключевых слов, восстанавливать стихотворение по этим значкам-символам. Учить составлять план описательного рассказа, используя частичную или полную графическую зарисовку слов, словосочетаний или предложений.
Задачи на развитие связной речи.
Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на предшествующий опыт, а так же по предметной картине, серии картин. Учить пересказывать текст по коллективно составленному плану, используя схему-модель, как по цепочке, так и индивидуально; придумывая свой конец к составленному на занятии описательному рассказу; составлять план описательного рассказа с помощью воспитателя, по аналогии, самостоятельно.
Учить детей давать полные ответы на вопросы о птицах, животных, растениях; объяснить содержание сюжетных картин.
Обогащать лексику детей родственными словами, синонимами, антонимами (предметами, признаками, действиями); образными признаками (эпитетами); сравнениями. Тренировать детей в подборе слов- признаков и слов-действий к предметам.
Развивать общие речевые навыки; дыхание, темп и ритм речи, координацию речи детей с движением. Развивать мелкую моторику детей.