Савич Любовь Алексеевна
Консультация для родителей «Развитие речи у детей с ОВЗ»
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, и семья является первостепенном источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Речь идет о развитии одного из важнейших познавательных процессов. В последнее время наметилась отрицательная тенденция к увеличению роста нарушений, что требует особого подхода, а именно взаимодействию всех участников педагогического процесса.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
К сожалению, родители очень заняты и недостаточно уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому у детей возникают проблемы : не умеют строить предложения, а если строят, то не знают, как их соединить, бедный словарный запас, не умеют правильно поставить вопрос, дать развёрнутый ответ, построить диалог. Большое значение по развитию речи имеет обогащение словаря на основе знаний о природе.
О чем говорите с детьми, выходя из детского сада?
Какая погода?
Во что одеты?
Какое время года?
Озвучьте сказку, какие звуки могли бы быть (звучание ветра, звук капели)
А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение игре. Игра успокаивает, лечит, стимулирует речь детей.
Задавайте ребенку разные вопросы с использованием вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Задавайте ребенку наводящие слова: "Как ты думаешь… ", "А как бы ты поступил…". Если ребенок затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать.
В «вопросы-ответы» можно играть во время рассматривания иллюстраций, картин, чтения художественного произведения, наблюдения во время прогулки и т. д. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию
Очень важно, чтобы в речи ребенка появились слова: "потому что", "который", "сколько", "чтобы", "если, то", "оттого", "из-за", "куда", "хотя" "кому", "кого", "почему", "как", "зачем", "в чем" и т. п.
Необходимо не только часто и много говорить с ребенком, но и просить его рассказывать, задавать вопросы другим людям и отвечать на них.
«Зачем и почему»
Задавайте ребенку вопросы на предположение и угадывание, выяснение причин и смысла событий, на принятие решений и планирование своих действий.
Зачем нужно учиться в школе?
Почему пограничник должен иметь хорошее зрение и слух?
Зачем спортсмену нужно быть сильным и выносливым?
Зачем продукты ставят в холодильник?
Для чего слону хобот? и другие вопросы.
«Назови причину»
Взрослый читает предложение по выбору, ребенок заканчивает его.
Кошка сидела возле своей миски и жалобно мяукала, потому что …
Все звери в лесу попрятались, потому что …
Мама начала наводить порядок в квартире, потому что …
и другие.
«Отгадай загадку»
Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению. Когда ребенок отгадает загадку, предложите ему объяснить, почему он так думает.
Если ребенок не догадался об ответе, используйте наводящие вопросы. Таким образом, малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.
Упражнения, направленные
на обогащение словарного запаса ребенка.
Бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Необходимо насыщать речь ребенка прилагательными, глаголами, наречиями, союзами, причастиями.
«Закончи предложение»
Взрослый говорит начало предложения по своему выбору, ребенок заканчивает его.
У волка в лесу логово, а у коровы…
Волк сам добывает себе пищу, а коза …
Лев – дикое животное, а кошка …
Дикие животные не нуждаются в помощи человека, а домашние …
Игры и упражнения, направленные на развитие умения классифицировать, сравнивать, обобщать.
«Четвертый лишний»
Сыр, кефир, лимонад, творог.
Картофель, свекла, лимон, баклажан.
Одуванчик, астра, роза, клен.
Троллейбус, трамвай, автобус, поезд.
«Слова-родственники»
Лес (лесной, лесок, лесочек, лесовичок)
Дом (домашний, домик, домовой, домище)
Произнесение поговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не- достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило не испытывают затруднений в обучении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У детей с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте.
Все специалисты заявляют, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем, поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.