Нигматуллина Эльвера
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка невозможно без тактильно – двигательного восприятия, с помощью которого складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Так что же такое мелкая моторика и зачем ее нужно развивать? (ответы родителей)
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Мелкая моторика – тонкие движения кистей и пальцев рук – необходимые составляющие многих предметных действий человека: предметных, орудейных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества (Артемьева А. В.)
Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определяющих существующие направления научных исследований:
- в связи с развитием познавательных способностей
- речи
- движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма
Исследования отечественных ученых – физиологов подтверждали связь развития рук с развитием мозга. Учеными Андреевской Т. Н., Кольцовой М. М, Ткаченко Т. А. было доказано, что систематическая целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать, писать, т. ж. выполнять разнообразные бытовые действия. Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независящими от взрослых, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Таким образом, развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребенка к школе, что прописано в целевых ориентирах реализуемой программы детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы.
А как вы думаете, с какого возраста развивается мелкая моторика? (ответы родителей)
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предметы, после проявляет навыки перекладывания из рук в руки, а к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку, ложку.
Между тем, к двум годам активно формируется речь дошкольников. Поэтому необходимо активно развивать мелкую моторику пальцев рук именно в младшем дошкольном возрасте.
Существуют много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:
1. Пальчиковый театр –
это дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребят с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие; развивает воображение, память, мышление, внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности, артистические умения.
2. Игры –
шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование; формируют навыки шнуровки; способствуют развитию речи; развивают творческие способности;
3. Игры с крупой и семенами.
Крупа – универсальный материал.
-Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). И рисуем все, что захочется. Лучшей доски для рисования и не придумаешь.
-Ищем секретик. Берем таз, высыпаем туда крупную крупу. Прячем различные предметы. Предложите ребенку отыскать их.
-Сортируем, перекладываем, собираем. Небольшое количество разных круп перемешать в тарелочке. Предложить ребенку разделить их, каждую по своей тарелке.
-Пересыпаем крупу. Пересыпать крупу при помощи стакана, ложки, совочка из одной емкости в другую.
-Бусы для куклы. Нанизывать различные макароны на нитку, образуя бусы.
Аппликация и рисование с помощью различных круп. Рекомендации: в качестве основы необходимо выбирать плотный материал; при выполнении работ продвигайтесь сверху вниз; не жалейте клея. Пластилиновые фантазии.
4. Иргы с прищепками.
Цель – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Необходимо понимать, что это сложное для ребенка задание.
5. Упражнения с бусинами.
Нанизывать можно все, что угодно: бусины, пуговицы, кружочки, квадратики и тд.
6. Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, водой, пальчиковые игры, игры из бросового материала.
7. Расскраски для детей, лепка, аппликация.
8. Игры с конструктором, мозаикой.
Таким образом, систематическая, целенаправленная и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом,