Татьяна Костюченко
Консультация для родителей. Рассмотри и нарисуй! Угадай и дорисуй!
Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких форм он состоит. Это необходимо знать, как художнику, так и ребенку. Раньше всего дети знакомятся с круглой формой. Они учатся узнавать ее в игрушках, других окружающих предметах. Первые рисунки ребенка, начиная с полутора - двух лет, подтверждают это. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он овладевает умением различать, из каких частей состоят предметы сложной формы, начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых геометрических составляющих форм: круга, квадрата, овала, треугольника и др.
Публикация «Консультация для родителей, Рассмотри и нарисуй! Угадай и дорисуй!» размещена в разделах
Цель предлагаемых заданий – развивать у ребенка представление о формах сложных предметов и обучать способам изображения. Предложите детям наборы: зайчика, медвежонка, корова, сова, лебедь, львенок, поросенок и т. д. из составляющих предметов и геометрических форм. Помогите ребенку выбрать один набор (например, комплект зайчика, затем скопировать и вырезать все эти элементы из цветной бумаги, а затем поупражняйтесь вместе с ним выкладывать из них изображение предмета. Самый простой по форме предмет - изображение цыпленка. Когда ребенок освоит способы выкладывания предложенных нами изображений цыпленка, поросенка, утенка и тигренка, поупражняйтесь вместе с ним в зарисовке этих форм. Рекомендуем начинать рисунок в такой последовательности: вначале нужно рисовать основную, самую крупную форму (у цыпленка – туловище, а не детали, которые привлекают ребенка в первую очередь (глаза, носик, хвостик и др). Тем самым мы воспитываем у ребенка способность находить взаимосвязи главного и второстепенного. Если ребенок успешно справился с зарисовкой основной формы и у него возникло желание по-своему изобразить мелкие детали (ушки, хвостик, перышки и др., отнеситесь к этому с одобрением. Когда ребенок освоил изображение простых форм, переходите к более сложным.
Угадай, дорисуй!
По сложности задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения сложнее предыдущего, задания будут посильны и интересны для детей от шести лет и старше. Их выполнение потребует определенного уровня развития воображения, опыта наблюдений и зрительной памяти. Зрительная память позволяет запомнить детали, в опыте наблюдений дети накапливают запас представлений о предметах (важную походку петуха, неуклюжую походку утки и др.)
Мы предлагаем намеренно незаконченные рисунки. Настройте ребенка на рассматривание этих изображений. В беседе предложите ему сравнить два рядом расположенных рисунка. Можно использовать наводящие вопросы, загадки. Можно пропеть голосом птицы, которая изображена на рисунке, а ребенок должен отгадать. Эти приемы помогут узнать, кто или что изображено на данном рисунке.
Переходим ко второму этапу – изображению. Для удобства сделайте копию с любого незаконченного рисунка и предложите ребенку дорисовать так, как он захочет. Любое найденное решение должно доставить ему эстетическое удовольствие: самостоятельно завершить основную форму, разработать детали и выполнить их в цвете. Старайтесь не вмешиваться в процесс рисования, пусть ребенок сам в конце работы оценит результат. Такой подход поможет ему почувствовать себя не только соучастником игры - загадки, но и автором рисунка.
Предполагаем более сложное задание. Всегда считалось трудным постичь достижение предмета, а еще более трудным – передать это достижение в рисунке. Например, предлагается ребенку форма изображения движущихся человеческих фигур. Чтобы ребенок лучше почувствовал образ, попросите его рассказать, как он представляет увиденное на рисунке, и показать это движение перед зеркалом.
Если ребенок справился с задачей, можно переходить к обучению изображения.
Для этого нам потребуются счетные палочки или стержни спичек, изображение головы человека вырежем из цветной бумаги в форме небольшого овала или круга. С помощью этих простых приспособлений поупражняемся в передаче движения. Начнем с самого простого: мальчик с цветком в руке. К изображению головы последовательно добавляем изображение туловища, а затем ног и рук. Если ребенок справился с этим, предложите ему зарисовать на альбомном листе в той же последовательности движение фигуры в более крупном размере. Удачно завершенный рисунок можно дополнить изображением костюма, раскрыть образное содержание. Упражнения данного типа развивают у ребенка чувство пропорции человеческого тела, а также способность передавать сложное движение доступными возрасту средствами изображения.