Ольга Бутенко
Консультация для родителей «Профилактика неврозов у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации
родителям по предупреждению неврозов у детей
Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.
Публикация «Консультация для родителей „Профилактика неврозов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
• При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).
• Течение неврозов у всех детей происходит по-разному, у кого-то более выражены истерики и психопатии, подкреплённые внешней возбудимостью и гиперреактивностью, другие дети наоборот закрываются в себе, становятся замкнутыми, подавленными, чувствительными к порицаниям.
Почему возникают неврозы?
И малыши дошкольного возраста обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.
Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.
Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.
Рекомендации родителям по предупреждению неврозов у детей
1. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
2. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день, спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в этом или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Главное при этом при этом – с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем – то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.
3. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем – то приятном. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.
4. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка – дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» – устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
5. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что – то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово. Что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.
6. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое.
7. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим для ребенка.
Здесь необходимо запомнить три важных правила:
Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сон. Не смотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9 – 10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1 – 1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.
Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.
Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видео игры. Кровавые боевики и фильмы ужасов – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеодиск с новым фильмом, сначала просмотрите его сами и решите, стоит ли показывать это ребенку.
Детский сад выступает помощником для родителей в воспитании детей и приобщение родителей к жизни детского сада очень важно. Участие родителей в мероприятиях детского сада (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, тематические встречи) так же благоприятно влияют на укрепление детско-родительских отношений и психологическое здоровье детей в целом.
Вырастить здорового ребенка – одна из главных задач, стоящая и перед педагогами и перед родителями.