Получи документы

Консультация для родителей «Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться»

Яшина Екатерина Андреевна
Консультация для родителей «Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться»
▼ Скачать

Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы отличить «А» от «Е»? Но вопрос «Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?» — один из самых популярных у родителей.

Основные причины, почему ребёнок не запоминает буквы

На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её. Чаще всего сначала дети запоминают гласные, так как их чаще используют, а низкочастотные усваиваются дольше. Если ребёнок не испытывает особых трудностей с высшими психическими функциями, то запоминание букв происходит достаточно быстро — при их ненавязчивом, но регулярном повторении в разных игровых формах.

Публикация «Консультация для родителей „Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться“» размещена в разделах

Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты.

В первую очередь стоит обратиться к нейропсихологу, который поможет выявить несформированность функций мозга, приводящую к плохому закреплению образа буквы. С нейропсихологической точки зрения причин может быть несколько.

Их можно разделить на два блока: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).

Недостаточная переработка зрительной информации

1. Недостаточность зрительного восприятия

В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал, и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.

Мозгу необходимо проанализировать эти элементы, связать их воедино и закрепить за каким-то названием. При недостаточности зрительного восприятия целостный образ буквы не запоминается из-за плохого анализа её конфигурации. Внешне одинаковые, состоящие из похожих элементов буквы путаются.

2. Зрительно-пространственная несформированность

Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.

3. Недостаточное развитие зрительной памяти

Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.

В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.

Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго

Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.

Дефицит нейродинамических процессов мозга

Дефицит нейродинамики включает в себя слабость концентрации и объёма внимания, быструю истощаемость, низкий уровень мозговой активности. Это фоновые процессы, благодаря которым осуществляются все когнитивные функции человека. Ведь чтобы выполнить какую-либо задачу, мозг должен находиться в состоянии активности и включённости.

Если эти процессы протекают вяло, ребёнку будет трудно сосредоточиться на какой-либо задаче, анализировать её, совершать какие-то действия для достижения результата. Это может отражаться и в процессе запоминания букв: вы занимаетесь, а он витает в облаках или не может долго удерживать внимание на том, что вы ему объясняете. В результате эффективность обучения значительно снижается и ребёнок плохо запоминает поступающую информацию.

Как можно помочь ребёнку?

Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Всё не так плохо, и при правильном воздействии на причины трудностей их можно исправить. Но важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.

1. Развитие тактильного образа буквы

Успех чтения и письма в будущем во многом зависит от того, как вы закрепите образ буквы. Здесь нужно разъяснить два важных этапа в освоении буквы: её восприятие и представление. Разница в том, что при восприятии необходимо непосредственно чувствовать руками букву, а представление формируется на основе чувственного опыта и уже не требует ощущения буквы. Поэтому важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.

Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:

• знакомиться с графемой буквы, находить её ассоциативный образ («б» — белка с поднятым хвостом, «д» — дятел с хвостом, опущенным вниз; душ с загнутым шлангом);

• лепить буквы из пластилина;

• вырезать;

• делать из проволоки;

• рисовать на песке, манке пальцем;

• рисовать мелками;

• толстой кистью на листе бумаги (расположенном на вертикальной поверхности);

• обводить по контуру;

• водить пальцем по шершавой букве;

• готовить печенье в форме букв;

• складывать буквы из фасоли, гороха;

• конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;

• достраивать букву до целой из элементов (особенно те, которые ребёнок часто забывает);

• превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента;

• рисовать буквы в воздухе;

• угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;

• искать буквы вокруг (на улице, в магазине);

• определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке;

• пройти ногами по букве, нарисованной на большом листе бумаги, на полу скотчем, на асфальте.

Для более старших дошкольников и младших школьников можно уже предложить задания со словами и текстами:

• нахождение и выделение изучаемой графемы в ряде других графем в слогах, словах, предложениях, текстах, ряду слитно написанных букв;

• вписывание изучаемой графемы маленького размера в её большой контур;

• в ряду элементов букв, написанных раздельно, нужно обвести те, из которых состоит изучаемая буква (или графема, которую он чаще путает на письме);

• игра в «Лото», Memorу с буквами.

2. Развитие зрительного восприятия

• поиск на картинке предмета по описанию (зрительная опора);

• угадывание предмета по описанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой);

• называние предмета по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти);

• отыскивание предмета по его тени («найди тень»);

• поиск предметов, наложенных друг на друга;

• опознание перечёркнутых изображений, незаконченных изображений, их дорисовывание;

• поиск изображений по фрагменту рисунка;

• составление целого предмета из разрезанной картинки;

• игры «найди, чего на рисунке не хватает», «найди ошибку», «найди различия»;

• игра «Великан и гном» — необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика — маленьких предметов;

• игра «Четвёртый лишний» — среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый и самый тонкий, исключить предмет по форме, цвету;

• игра «Лото» — соединить фигуру и предмет с похожей формой.

3. Развитие зрительной памяти

• запомнить несколько картинок и найти их среди других;

• воспроизвести фигуры, сложенные из счётных палочек, по памяти;

• вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: «А что в этом углу? А что нарисовано посередине? А нарисована ли тут берёза?»;

• старая коллективная игра: водящий выходит из комнаты. Другие игроки меняют что-то во внешности либо одного, либо сразу всех участников (можно обмениваться одеждой или убирать элементы). Ведущий должен угадать, что изменилось;

• «Что изменилось?». Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, он их запоминает, потом закрывает глаза, а взрослый меняет местами или добавляет/убирает элементы.

4. Развитие зрительно-пространственной функции

• Знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица.

• Закрепление понятий «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» на частях своего тела и лица («А что у тебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?»). Только после этого переходить на закрепление этих понятий в окружающем пространстве.

• Называние частей тела сверху вниз и снизу вверх, все части, расположенные справа и слева, спереди и сзади.

• Воспроизведение фигуры, сложенной из палочек.

• Графические диктанты по клеточкам, в том числе поиск клада в комнате по графической схеме.

• Игра «Робот». У взрослого есть пульт управления, и он отправляет команды ребёнку: «Сделай шаг вперёд», «Сделай 2 прыжка вправо», «Сделай 3 шага назад и 1 прыжок влево».

• Игра «Муха». Чертим квадрат (3 3 или 5 5, в середину ставим муху. Ребёнок передвигает её в соответствии с вашей инструкцией (вверх, влево, вниз, вправо, две клеточки влево, одну клеточку вниз). Как только муха покидает пределы квадрата, ребёнок должен быстро хлопнуть в ладоши, иначе она улетает в окно. После закрепления этого уровня можно переходить на следующий — следим за мухой без пальчика, третий уровень — представляем движение мухи с закрытыми глазами

5. Повышение энергетического тонуса

Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:

• режим дня;

• регулярные прогулки на улице и занятия спортом (бассейн);

• закаливание;

• бассейн;

• массаж/самомассаж;

• пить больше чистой негазированной воды;

• качание на балансире (для повышения общего тонуса);

• удобное и правильное с точки зрения роста рабочее место и освещение, регулярное проветривание;

• режим и качество питания (разнообразная и здоровая пища с достаточным количеством витаминов, микроэлементов, белков и жиров);

• при необходимости — сезонное применение комплекса витаминов (по согласованию с врачом);

• сон не менее 9–10 часов в сутки;

• подвижные игры, игры с правилами вместо гаджетов.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Ребёнок и труд»Консультация для родителей «Ребёнок и труд» Дорогие мамы и папы! В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед вами неизбежно встает множество вопросов,.

Информация для родителей «Почему ребёнок грызёт ногти»Информация для родителей «Почему ребёнок грызёт ногти» Не только взрослые, но и дети могут иметь вредные привычки. Одной из самых распространённых является обгрызание ногтей. ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ.

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок»Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок» Дети любят рисовать. Используют они в творческом процессе и цветные карандаши, и фломастеры, и краски. Взрослые могут почувствовать через.

Консультация для родителей «Изучаем буквы»Консультация для родителей «Изучаем буквы» Уважаемые родители! Вы часто задаете вопрос: «Как нам быстро и легко запомнить буквы?». Об этом наша консультация. Начиная изучать буквы,.

Консультация для родителей «Как справиться с непоседой? Гиперактивность в вопросах и ответах» Оказывается, не всегда его проблемы связаны с ленью или непослушанием. В каждой группе есть непоседы, которые доставляют педагогам одни.

Консультация для родителей «Почему мой ребёнок со мной ведёт хуже всего?»Консультация для родителей «Почему мой ребёнок со мной ведёт хуже всего?» Часто родителей волнует вопрос: «Почему мой ребёнок со мной ведёт хуже всего?» Особенно этот вопрос волнует мам. Мамы рассуждают: «И в.

Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте»Консультация для родителей «Почему ребёнок не хочет говорить «Здравствуйте» Некоторые родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание ребёнка говорить «Здравствуйте». Иногда, при приёме нового ребёнка в.

Консультация для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» Цель: донести до родителей важность использования малых фольклорных форм. Задачи: - Познакомить родителей с ценностью потешек для общего.

Памятка родителям «Почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать» Почему ребёнок не ест в детском саду: обзор самых распространённых причин. Как правильно вести себя родителям, чтобы малыш начал кушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 07:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Почему ребёнок не запоминает буквы и как можно с этим справиться»» (включая файлы) размещена пользователем Яшина Екатерина Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД