наталья викторова
Консультация для родителей «Планы и схемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Наверное, многие из вас торопятся научить детей читать, считать и писать, думая, что это самое главное в подготовке ребёнка к школе.
Однако добиться этого не просто. Почему?
Дело в том, что готовность ребёнка к получению новых знаний, а также лёгкость и быстрота их усвоения, зависят от развития умственных способностей ребёнка, то есть умения ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно анализировать происходящее.
Публикация «Консультация для родителей „Планы и схемы“» размещена в разделах
С помощью взрослых ребёнок постепенно овладевает выработанными человеческой культурой средствами познания мира (словами, понятиями, в том числе различными символами, знаками, моделями, схемами, планами. Причём дети старшего дошкольного возраста наиболее восприимчивы к освоению образных средств.
ПЛАНЫ И СХЕМЫ
Занятия - игры с использованием планов и схем позволяют развивать целый комплекс учебных умений.
Во-первых, понимать поставленную задачу.
Во-вторых, последовательно действовать по заданному правилу, чтобы добиться результата.
Игра проводится в комнате. Перед началом игры вам понадобится вычертить план вашей комнаты. Это не так уж сложно. Выбрав определенный масштаб (например, 1:10, начертите схему комнаты, обозначьте двери и окна, а за тем изобразите находящиеся в ней предметы. В качестве примерного плана приводим следующий :
В этой игре, пользуясь планом, надо найти спрятанный предмет. Взрослый и ребёнок поочередно прячут игрушку и делают соответствующую отметку на плане. Ребёнок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого сначала ему нужно будет сориентировать план (повернуть его так, чтобы изображение двери и окна находились с той же стороны, где они находятся в комнате, а за тем - определить собственное местонахождение (я сижу вот на этом стуле). После этого легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.
В дальнейшем игру можно проводить в другой комнате, на кухне или пользоваться планом, перевёрнутым относительно двери и окна.
У детей 5-6 лет можно развивать умение осмысленно запоминать не только отдельные предметы или слова, но и целые тексты. С этой целью предложите малышу записать сказку.
Вы читаете ребёнку сказку или рассказ (для начала лучше небольшой, состоящий из 4-5 основных эпизодов, а затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него не получилось и предложите ему записать сказку, чтобы потом её можно было прочитать. А записать сказку не обязательно буквами. Сделать это можно с помощью картинок.
Вы берёте заранее приготовленный лист бумаги и карандаш, рисуете квадратик (рамочку). Вместе с ребёнком вспоминаете, о чём говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадратике вы схематично рисуете девочку около домика и говорите ребёнку, что так можно записать начало сказки.
Затем вы рисуете ещё одну квадратную рамку, рядом с первой (можно первую рамку со второй соединить стрелкой, и говорите, что в этом квадратике можно записать то, что было дальше. Помогите ребёнку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2-3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки.
Запись может выглядеть примерно так:
Теперь пусть ребёнок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала лучше их сочинять самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост). В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно