ЮЛИЯ ГАННЕНКО
Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей дошкольного возраста»
У детей дошкольного возраста существует неотделимая взаимосвязь психических процессов, которая выражается, например, в том, что память невозможна без внимания, восприятие невозможно без памяти и так далее. Поэтому мы хотим улучшить деятельность психических процессов, поэтому достаточно будет заниматься развитием нескольких из них : память, воображение, эмоции и воля.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития психических процессов у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Функции всех процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:
Познавательные:
- восприятие;
- память;
- мышление;
- ощущение;
- воображение;
- представление;
- речь;
- внимание.
Эмоциональные:
- чувства;
- эмоции;
- стресс;
- аффекты.
Волевые:
- воля;
- постановка цели;
- принятие решения.
Познавательные процессы
Рассмотрим каждый процесс отдельно.
Восприятие
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами : в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.
К свойствам восприятия относятся:
- предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры (структурность).
- объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы (предметность).
- постоянство восприятия одного и того же объекта (константность).
- на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека (апперцептивность).
- преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием) (избирательность).
Память
Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.
Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.
К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.
Существуют различные виды памяти:
По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, сенсорная, словесно-логическая, образная.
По мгновенной (сенсорной) : моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, болевая.
По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультра кратковременная.
По организации запоминания: декларативная и процедурная.
По наличию цели: произвольная и непроизвольная.
Мышление
Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.
При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.
Основные характеристики мышления:
Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.
Ощущения
Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.
Существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.
Воображение
Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.
Свойства воображения:
- эмоциональный образ желаемого будущего, который характеризуется слабым знанием того, как его воплотить в реальность (мечта).
- создание новых духовных и материальных ценностей (творчество).
- создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов (агглютинация).
- нереальные образы, которые возникают у человека во время болезни (галлюцинация).
- создание новых образов путем выделения и подчеркивания тех или иных черт (акцентирование)
Представление
Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.
Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.
Свойства представления:
Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.
Речь
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.
Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.
Свойства речи:
Понятность. Синтаксически правильное построение предложений, умение правильно поставить паузу или логическое ударение на нужное слово.
Содержательность. Процентное соотношение выраженных ценных слов по отношению к тем, что не представляют ценности (так называемая «вода»).
Действенность. Влияние речи на мысли, волю и чувства других людей.
Выразительность. Эмоциональная насыщенность, богатство и разнообразие языковых средств.
Внимание
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же, а также волей.
При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.
Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.
Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.
• С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:
• Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
• Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки.
• Для развития мышления подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
• Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).
Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:
• Находить 10 отличий между предметами.
• Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
• Копировать в точности движение или узор.
• Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
• Уметь находить одинаковые предметы.
• Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
• Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
• Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.