Татьяна Александровна Шейн
Консультация для родителей «Особенности ознакомления детей с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это — выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности ознакомления детей с родным краем“» размещена в разделах
Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далёких краёв и областей.
Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный выбор объектов, о которых следует рассказать детям. Воспитатели (родители) должны сами хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Они должны продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всей страной.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты.
Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущим является труд машиностроителей, в другой — животноводов, овощеводов, в третьей — рыбаков, и т. д. Замечательно и неповторимо народное творчество : умельцы Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью кружев, село Богородское радует малышей деревянными игрушками и т. д.
Каждый край знаменит еще и тем, что здесь жили люди, которые стали известны всей стране, и даже всему миру. Например, дети Тульской области, конечно, должны знать, что в Ясной Поляне жил Л. Н. Толстой, а дети Псковской области — что на их родине жил А. С. Пушкин; село Константинове полно воспоминаниями о С. А. Есенине; в Ставропольском крае последние дни своей жизни провёл М. Ю. Лермонтов.
Дошкольники должны иметь представление и о героях гражданской и Великой отечественной войн, защищавших их родной край.
В старших группах необходимо, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Если знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей, у ребят может не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:
люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. Они всегда готовы помочь друг другу; результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;
в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции : отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;
здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;
каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или посёлок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории страны — рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.