Лучший педагог года

Консультация для родителей «Особенности духовно-нравственноговоспитания детей дошкольного возраста»

Чейлях Светлана
Консультация для родителей «Особенности духовно-нравственноговоспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности духовно-нравственноговоспитания детей

дошкольного возраста

Дошкольный возраст – особое время в становлении личности, когда зарождаются основы духовно-нравственных ценностей. В этот период в жизни ребенка сначала формируется эмоциональное отношение к духовно-нравственным ценностям, затем - первые представления о ценностном и значимом, приходит осознание и принятие этой значимости.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности духовно-нравственноговоспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дошкольный возраст сенситивен для развития основ нравственного сознания, чувств и поведения. На этом возрастном этапе дети осваивают содержание ряда этических норм и правил, обнаруживают их социальную значимость, приобретают практический опыт нравственного поведения, активно развиваются социально-нравственные чувства и эмоции детей, формируется гуманное отношение к сверстнику, закладываются основы нравственной позиции.

Духовное развитие ребенка пробуждает потенциальные способности и чувства ребенка, такие как совесть, свобода, ответственность и др. У ребенка начинает формироваться нравственная позиция в различии добра и зла, милосердие и жестокость. Это помогает дошкольнику строить гармоничные отношения с миром, взрослыми и сверстниками, а также делиться переживаниями и радостью, помогать и защищать.

Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей,

должны обеспечивать развитие детей в пяти взаимодополняющих

образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребенка понимание каждого человека как высшей ценности и соответственно относиться к нему. Важно с первых шагов общения ребенка с окружающими научить его почитать каждого человека – взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» – всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.

Задачи духовнонравственного воспитания:

• информационно-мировоззренческая подготовка молодежи,

• воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности

• утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;

• формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;

• создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;

• уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;

• формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края;

• формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

• повышение престижа государственной и военной службы, научной и трудовой деятельности;

• привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;

• привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

• формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

• создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие анти патриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества.

Задачи духовно – нравственного воспитания детей решаются во многих видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В соответствии с Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» по направлению духовнонравственному воспитанию должно прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основные направления духовнонравственного воспитания:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции. Общая цель данного направления деятельности:

-создание условий для ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, родному языку, прогрессивным народным традициям, истории, культуре, природе своей республики, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей и исполнению гражданского долга, самосознания гражданина Донецкой Народной Республики;

-развитие представлений о правах и обязанностях граждан Донецкой Народной Республики

2. Нравственно-этическое воспитание, развитие у детей представлений о нравственности и этических нормах. Общая цель данного направления деятельности:

-создание условий для подготовки детей к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у них представлений о нравственной сфере жизни общества, этических нормах;

-стремление к совершенствованию личностных качеств и воплощению духовно-нравственных идеалов в жизненной практике.

3. Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям. Общая цель данного направления деятельности:

-создание условий для интеграции экономического образования с практической подготовкой детей к труду, осознания детьми общественно и личностно значимых целей труда, формирования потребности в труде для целей успешной социализации и самоопределения. Поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения, экономическое и трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацелены на успешную социализацию и интеграцию детей в активную жизнь, в современную систему социально-экономических отношений, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нем, трудолюбия, трудовых умений и навыков.

4. Воспитание ценностного отношения к обучению и познавательным интересам. Общая цель данного направления деятельности:

-создание условий для мотивации дошкольников и школьников к познавательной деятельности, развития интереса к обучению, познавательной активности, интеллектуального потенциала личности, формирования у детей ценностного отношения к интеллектуальной деятельности, образованию, достижениям науки и культуры; содействие повышению их общей культуры, эрудиции, любознательности, расширению познавательных интересов, потребности в интеллектуальном развитии и продуктивной реализации своих знаний в социальной практике.

5. Формирование основ здорового образа жизни и физической культуры. Общая цель данного направления деятельности:

-создание условий для формирования у дошкольников и школьников ценностного отношения к здоровью; системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом

6. Развитие экологической культуры личности. Общая цель данного направления деятельности:

-создание условий для формирования у дошкольников и школьников экологической культуры - ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром; экологических знаний, бережного, нравственного и эстетического отношения к природе, практических навыков экологической деятельности, опыта соблюдения норм экологической этики; выработку экологически целесообразной жизненной позиции, усвоение ценностей добра, созидания, гармонии с окружающим миром.

7. Эстетическое воспитание, приобщение детей к художественному творчеству. Общая цель данного направления деятельности:

-создание условий для формирования у дошкольников и школьников эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, представление об эстетических и художественных ценностях отечественной и мировой культуры; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.

В системе работы по духовно-нравственному воспитанию подчеркиваются следующие принципы: последовательность, доступность, наглядность, материальное содержание, активность, творчество (поощрять и стимулировать творческую активность ребенка, непрерывность (получение знаний не заканчивается с учебным процессом, но продолжается в группе, в игровой деятельности, в том числе в семье).

Духовно-нравственное воспитание личности ребенка осуществляется в определенных педагогических условиях, которые в дошкольном образовательном учреждении представлены системой организующей деятельности: созданием в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию нравственных качеств и чувств дошкольников; обогащение эмоционально-чувственного опыта, расширение круга впечатлений и переживаний различными способами (художественная литература, живопись, народные промыслы, творчество, музыка, экскурсии в музеи, экскурсионные поездки и др.); организация экскурсий и прогулок на природе; обеспечение условий для самостоятельной деятельности детей.

Так же стоит отметить, что в духовно-нравственном воспитании ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие сотрудников и родителей в духовном воспитании детей проходит через : непосредственное общение педагога и родителей, а также на родительских собраниях, где обсуждаются актуальные вопросы воспитания детей. Можно использовать такие формы работы с родителями, как: мастер-классы; круглые столы; тематические встречи; встречи с духовенством; тематические обсуждения, консультации.

В реализации задач духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития системы образования и воспитания проявляется немало проблем:

- отсутствие системы общего духовно-нравственного воспитания, четко структурированного курса культурологической подготовки для всех уровней системы образования;

- распад традиционного образа жизни, основанного на традиционном мировоззрении, обычаях, отношениях (доброжелательности, открытости, правилах нравственной жизни;

- проблема малочисленности истинных носителей традиционной христианской культуры, что связано с недостатком духовного опыта, отсутствием системного культурно-богословского образования;

-неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большинства населения к восприятию духовного содержания традиционной культуры;

- распад и кризис семьи, низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей;

- некомпетентность семьи в вопросах духовного развития и воспитания детей;

-недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания;

- отсутствие финансовых ресурсов для разработки и создания учебно-методической и информационной продукции по духовно-нравственному воспитанию населения и подготовке педагогических кадров;

- отсутствие целостной программы духовно-нравственного воспитания.

Стоит так же отметить, что важнейшим инструментом в работе педагога любого направления является семья. Все действия должны быть закреплены дома. Если воспитание проводить только с одной стороны, вряд ли будет высокий результат. Это означает, что детский сад не сможет самостоятельно осуществить гармоничное воспитание личности. Главное – постоянное взаимодействие и сотрудничество.

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей закладываются духовно-нравственные основы, происходит формирование и развитие компонентов духовности как личностного воспитания. В этом сложном процессе первостепенную роль играет личностно-ориентированный подход. Духовно-нравственные качества, гуманистическая направленность человека лучше всего формируются в деятельности, определяющей и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть третья) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть третья) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть вторая) Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть вторая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности духовно-нравственноговоспитания детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 6 октября 2022 в 23:57
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности духовно-нравственноговоспитания детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Чейлях Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД