Чейлях Светлана
Консультация для родителей «Особенности духовно-нравственноговоспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности духовно-нравственноговоспитания детей
дошкольного возраста
Дошкольный возраст – особое время в становлении личности, когда зарождаются основы духовно-нравственных ценностей. В этот период в жизни ребенка сначала формируется эмоциональное отношение к духовно-нравственным ценностям, затем - первые представления о ценностном и значимом, приходит осознание и принятие этой значимости.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности духовно-нравственноговоспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Дошкольный возраст сенситивен для развития основ нравственного сознания, чувств и поведения. На этом возрастном этапе дети осваивают содержание ряда этических норм и правил, обнаруживают их социальную значимость, приобретают практический опыт нравственного поведения, активно развиваются социально-нравственные чувства и эмоции детей, формируется гуманное отношение к сверстнику, закладываются основы нравственной позиции.
Духовное развитие ребенка пробуждает потенциальные способности и чувства ребенка, такие как совесть, свобода, ответственность и др. У ребенка начинает формироваться нравственная позиция в различии добра и зла, милосердие и жестокость. Это помогает дошкольнику строить гармоничные отношения с миром, взрослыми и сверстниками, а также делиться переживаниями и радостью, помогать и защищать.
Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей,
должны обеспечивать развитие детей в пяти взаимодополняющих
образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребенка понимание каждого человека как высшей ценности и соответственно относиться к нему. Важно с первых шагов общения ребенка с окружающими научить его почитать каждого человека – взрослого или сверстника, «чужого» или «своего» – всех, чтобы к людям ребенок относился внимательно, бережно, умел считаться с их мнением.
Задачи духовно – нравственного воспитания:
• информационно-мировоззренческая подготовка молодежи,
• воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности
• утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
• формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
• создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
• уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
• формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края;
• формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
• повышение престижа государственной и военной службы, научной и трудовой деятельности;
• привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
• привлечение традиционных религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;
• формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;
• создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие анти патриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажении и фальсификации истории Отечества.
Задачи духовно – нравственного воспитания детей решаются во многих видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В соответствии с Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» по направлению духовно– нравственному воспитанию должно прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основные направления духовно – нравственного воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции. Общая цель данного направления деятельности:
-создание условий для ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, гражданской ответственности, уважения к государственной символике, родному языку, прогрессивным народным традициям, истории, культуре, природе своей республики, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей и исполнению гражданского долга, самосознания гражданина Донецкой Народной Республики;
-развитие представлений о правах и обязанностях граждан Донецкой Народной Республики
2. Нравственно-этическое воспитание, развитие у детей представлений о нравственности и этических нормах. Общая цель данного направления деятельности:
-создание условий для подготовки детей к самостоятельному выбору в пользу нравственного образа жизни, формирования у них представлений о нравственной сфере жизни общества, этических нормах;
-стремление к совершенствованию личностных качеств и воплощению духовно-нравственных идеалов в жизненной практике.
3. Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям. Общая цель данного направления деятельности:
-создание условий для интеграции экономического образования с практической подготовкой детей к труду, осознания детьми общественно и личностно значимых целей труда, формирования потребности в труде для целей успешной социализации и самоопределения. Поддержка детей в процессе жизненного, профессионального самоопределения, экономическое и трудовое воспитание как система социально-педагогических мер нацелены на успешную социализацию и интеграцию детей в активную жизнь, в современную систему социально-экономических отношений, на осознание ими общественной и личной значимости труда, перспектив своего личного участия в нем, трудолюбия, трудовых умений и навыков.
4. Воспитание ценностного отношения к обучению и познавательным интересам. Общая цель данного направления деятельности:
-создание условий для мотивации дошкольников и школьников к познавательной деятельности, развития интереса к обучению, познавательной активности, интеллектуального потенциала личности, формирования у детей ценностного отношения к интеллектуальной деятельности, образованию, достижениям науки и культуры; содействие повышению их общей культуры, эрудиции, любознательности, расширению познавательных интересов, потребности в интеллектуальном развитии и продуктивной реализации своих знаний в социальной практике.
5. Формирование основ здорового образа жизни и физической культуры. Общая цель данного направления деятельности:
-создание условий для формирования у дошкольников и школьников ценностного отношения к здоровью; системы знаний, навыков и личного опыта, позволяющей сознательно вести здоровый образ жизни; условий для активизации субъектной позиции ребенка в реализации норм здорового образа жизни, формирование культуры здоровья, потребности в занятиях физической культурой и спортом
6. Развитие экологической культуры личности. Общая цель данного направления деятельности:
-создание условий для формирования у дошкольников и школьников экологической культуры - ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, готовность к экологически адекватному взаимодействию с окружающим миром; экологических знаний, бережного, нравственного и эстетического отношения к природе, практических навыков экологической деятельности, опыта соблюдения норм экологической этики; выработку экологически целесообразной жизненной позиции, усвоение ценностей добра, созидания, гармонии с окружающим миром.
7. Эстетическое воспитание, приобщение детей к художественному творчеству. Общая цель данного направления деятельности:
-создание условий для формирования у дошкольников и школьников эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, представление об эстетических и художественных ценностях отечественной и мировой культуры; потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
В системе работы по духовно-нравственному воспитанию подчеркиваются следующие принципы: последовательность, доступность, наглядность, материальное содержание, активность, творчество (поощрять и стимулировать творческую активность ребенка, непрерывность (получение знаний не заканчивается с учебным процессом, но продолжается в группе, в игровой деятельности, в том числе в семье).
Духовно-нравственное воспитание личности ребенка осуществляется в определенных педагогических условиях, которые в дошкольном образовательном учреждении представлены системой организующей деятельности: созданием в группе развивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию нравственных качеств и чувств дошкольников; обогащение эмоционально-чувственного опыта, расширение круга впечатлений и переживаний различными способами (художественная литература, живопись, народные промыслы, творчество, музыка, экскурсии в музеи, экскурсионные поездки и др.); организация экскурсий и прогулок на природе; обеспечение условий для самостоятельной деятельности детей.
Так же стоит отметить, что в духовно-нравственном воспитании ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие сотрудников и родителей в духовном воспитании детей проходит через : непосредственное общение педагога и родителей, а также на родительских собраниях, где обсуждаются актуальные вопросы воспитания детей. Можно использовать такие формы работы с родителями, как: мастер-классы; круглые столы; тематические встречи; встречи с духовенством; тематические обсуждения, консультации.
В реализации задач духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития системы образования и воспитания проявляется немало проблем:
- отсутствие системы общего духовно-нравственного воспитания, четко структурированного курса культурологической подготовки для всех уровней системы образования;
- распад традиционного образа жизни, основанного на традиционном мировоззрении, обычаях, отношениях (доброжелательности, открытости, правилах нравственной жизни;
- проблема малочисленности истинных носителей традиционной христианской культуры, что связано с недостатком духовного опыта, отсутствием системного культурно-богословского образования;
-неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большинства населения к восприятию духовного содержания традиционной культуры;
- распад и кризис семьи, низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей;
- некомпетентность семьи в вопросах духовного развития и воспитания детей;
-недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания;
- отсутствие финансовых ресурсов для разработки и создания учебно-методической и информационной продукции по духовно-нравственному воспитанию населения и подготовке педагогических кадров;
- отсутствие целостной программы духовно-нравственного воспитания.
Стоит так же отметить, что важнейшим инструментом в работе педагога любого направления является семья. Все действия должны быть закреплены дома. Если воспитание проводить только с одной стороны, вряд ли будет высокий результат. Это означает, что детский сад не сможет самостоятельно осуществить гармоничное воспитание личности. Главное – постоянное взаимодействие и сотрудничество.
Таким образом, в дошкольном возрасте у детей закладываются духовно-нравственные основы, происходит формирование и развитие компонентов духовности как личностного воспитания. В этом сложном процессе первостепенную роль играет личностно-ориентированный подход. Духовно-нравственные качества, гуманистическая направленность человека лучше всего формируются в деятельности, определяющей и интересы, и отношение к действительности, и особенности взаимоотношений с окружающими.