Галина Желонкина
Консультация для родителей «Организация индивидуальных занятий с ребенком по заданию логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация индивидуальных занятий с ребенком по заданию логопеда»
Индивидуальные занятия родителей с детьми обязательны в логопедической группе. Без помощи родителей логопед не сможет решить коррекционно-развивающие задачи, не преодолеет отставания в речевом развитии ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Организация индивидуальных занятий с ребенком по заданию логопеда“» размещена в разделах
Домашнее задание родители получают еженедельно перед выходными, для того чтобы в эти дни выполнить рекомендации логопеда (провести с ребенком экскурсию, понаблюдать за объектами природы, поиграть в речевые игры, загадать ребенку загадки, заучить стихи, порисовать). Все эти задания направлены на расширение и уточнение словарного запаса ребенка, закрепление навыков правильного произнесения звуков, поставленных на занятиях с логопедом.
Для занятий с ребенком дома необходимо следующее оборудование: настольное зеркало для контроля правильности выполнения артикуляционных упражнений, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага, мяч, тетради-альбомы.
Для домашней работы с детьми разработаны различные логопедических тетради, альбомы по всем изучаемым в детском саду лексическим темам (так в нашей группе мы пользуемся альбомами Н. Теремковой). Имея их, родителям проще выполнять с ребенком задания; а ребенку интересно рассматривать, называть и раскрашивать картинки, что в свою очередь способствует более быстрому и успешному накоплению и активизации словарного запаса.
При работе с ребенком учитывайте следующие моменты:
• Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв, во время которого ребенок может подвигаться : поиграть в мяч, попрыгать, побегать. Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком, давая образец выполнения движений. Не старайтесь сделать все задания за один день;
• Хвалите ребенка за успехи, придумайте систему поощрений. Например, за хорошую работу наклеивайте на тетрадь яркую картинку или стикер.
• Обязательно заучивайте с ребенком загадки или стихотворения, рекомендованные логопедом. Это развивает память, обогащает словарь ребенка, закрепляет навыки правильного звукопроизношения. Сначала прочитайте ребенку все стихотворение (читайте неторопливо, четко, выразительно). Затем, предупредив малыша, что он должен слушать очень внимательно, прочитайте ребенку две строчки. Предложите ребенку повторить эти две строчки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Если малыш затрудняется, подсказывайте ему отдельные слова. Так разучивается все стихотворение. Заучивая стихи, не огорчайтесь, если ребенок не запоминает их быстро.
Не следует заучивать несколько стихотворений в один день. Приступайте к заучиванию следующего стихотворения только после того, как ребенок хорошо запомнит предыдущее.
• Развивайте все виды восприятия ребенка : разрешайте ребенку трогать и ощупывать различные предметы, нюхать, пробовать на вкус. Пусть он убедится, что помидор гладкий, а огурец шершавый, колючий; яблоко сладкое, а лимон кислый; пусть послушает, как чирикает воробей, как стрекочет сорока и т. п. При сравнении предметов нужно помогать ребенку использовать слова-антонимы: гладкий — шершавый, кислый — сладкий, тяжелый — легкий, высокий — низкий, широкий — узкий.
• Помните, что Ваша речь должна быть образцом для ребенка. Говорите неторопливо, четко произнося звуки, неоднократно повторяя новые или трудные слова и словосочетания: «Внимательно смотри на меня и слушай, как я говорю. Попробуем сказать вместе. Я помогу тебе».
• Если ребенок отвечает на вопросы односложно, то добивайтесь от него полных ответов. Сначала можете давать образец ответа, а потом предложите внимательно слушать ваши вопросы и объясните, что это поможет правильно отвечать.
• Помните, что общение с ребенком должно происходить в спокойной обстановке. В такие минуты для Вас не должно быть ничего важнее, чем ваш ребенок.
• Хорошо, если вы дополнительно приобретете книжки-раскраски, так Вы сможете заниматься с ребенком развитием тонкой (пальцевой) моторики, научите его обводить и раскрашивать картинки, разовьете зрительное внимание и восприятие.
Несколько рекомендаций для тех родителей, которые хотят самостоятельно обучить ребенка грамоте.
В логопедической группе порядок изучения букв изменен по сравнению с большинством букварей и азбук, так как эти задания составлены специально для детей с нарушениями речи. Буквы, соответствующие звукам позднего онтогенеза, произношение которых обычно нарушено у детей с ОНР, предлагается изучать с детьми в последнюю очередь.
Для занятий с ребенком родителям потребуются : тетрадь в крупную клетку, простые и цветные карандаши, счетные палочки, цветные шнурки или веревочки, пластилин, цветная бумага. На домашних занятиях также можно использовать логопедический букварь и различные рабочие тетради. Желательно иметь магнитную доску с комплектом магнитных букв. Хорошо иметь разрезную азбуку или кубики с буквами.
• Обратите внимание: все согласные буквы нужно называть как звуки. Например, не [пэ] или [эр], а [п] или [р].
• При выполнении заданий, утрированно произносите звук, соответствующий новой букве. Так же утрированно произносите различаемые звуки в специальных играх и упражнениях.
• Уделите особое внимание заданиям на развитие у ребенка фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа и синтеза. Именно материал этих заданий подготавливает почву для успешного овладения чтением, способствует профилактике нарушений письменной речи.
• Обратите внимание на то, что при изучении йотированных букв (Е, Ё, Ю, Я) задания по формированию фонематических представлений ребенку не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его дошкольником.
ПОМНИТЕ! В занятиях нужна мера. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Избегайте неодобрительной оценки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Формируйте у него уверенность в своих силах. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность пообщаться с ребенком.
Не жалейте затраченного времени - оно многократно окупится. К концу года Вы увидите, как много нового узнал и научился делать ребенок, как пополнился его словарный запас, какой богатой стала его связная речь. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение станет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.