Линара Хамитова
Консультация для родителей «Обучение детей Правилам Дорожного Движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Материалы для совместных занятий взрослых с детьми по ПДД
С первой минуты появления ребёнка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это заслуживает всяческого одобрения. Но об одном виде воспитания, от которого тоже зависит здоровье ребёнка, родители часто забывают — это правила поведения ребёнка на дороге, правила пользования транспортом.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение детей Правилам Дорожного Движения“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Как только малыш начнет ходить, его надо учить вести себя на дороге. Образ мышления у детей конкретен. Для того чтобы ребёнок что-то прочно усвоил, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребёнка Правилам дорожного движения должно быть наглядным и, лучше всего, проходить в реальных условиях.
Сначала необходимо объяснить малышу правила перехода : прежде чем сойти на проезжую часть, надо посмотреть в обе стороны улицы и на сигнал светофора. Если горит красный свет - ходу нет, жёлтый - приготовиться, зелёный - можно переходить. Каждый раз, находясь с ребёнком на улице, обсуждайте, чего нужно остерегаться, куда смотреть и когда можно переходить. Вместе с ребёнком сознательно выбирайте сложные переходы с активным движением, светофорами, трамваями, указателями и т. д. Переходя улицу, проговаривайте принципы безопасности, объясняйте значение знаков.
Расскажите ребенку, что автобус и троллейбус надо обходить сзади, так как водитель движущейся машины ещё издали увидит пешехода и поймет, что он хочет перейти улицу. А вот трамвай нужно обходить спереди, потому что трамвайное движение - двустороннее. Переходя улицу, человек должен видеть, не идет ли встречный трамвай, на каком расстоянии он находится.
Многие считают, что несчастье на дорогах - случайность и уберечься от нее невозможно. Это неверно!
Несчастье на дорогах — случайность кажущаяся. Не многим известно, что 95 % детей, пострадавших на дорогах в дорожных происшествиях, были сбиты автомобилями в повторяющихся ситуациях, так называемых дорожных «ловушках». Дорожная «ловушка» - это ситуация обманчивой безопасности. Такие «ловушки» надо уметь разгадывать и избегать их.
К сожалению, азбуке дорожных ситуаций детей не учат ни в семье, ни в школе. И это неудивительно. Сами взрослые не знают многих закономерностей, тонкостей дорожного движения.
Есть в России ещё одно «отягчающее обстоятельство» : в нашей северной стране рано темнеет, огромные области от Мурманска до Норильска полгода вовсе погружены во тьму полярной ночи.
Самое трагичное, что наезд на маленьких пешеходов происходит и на освещённых городских улицах, потому что грязные стекла, снегопады и дожди. Тёмную маленькую фигурку в этих условиях просто не видно.
Специалисты по безопасности движения задумались, как сделать пешехода заметным водителю? Ответ, как это часто бывает, подсказала природа, а наука создала технологию, которая спасает жизни и снижает травматизм на дорогах.
Известно, что все поверхности отражают свет. Просто по- разному. Матовые - меньше, чем блестящие или полированные. Отражение бывает диффузное, когда часть света отражается в направлении источника света, а большая часть - порой до 90 % - в других направлениях, зеркальное, когда луч отражается под утлом, равным углу падения. А ещё бывает световозвращение (это когда свет, падающий на поверхность, практически полностью отражается обратно в направлении источника света).
Проще всего понять этот принцип на примере кошки, точнее кошачьих глаз. В абсолютной темноте она не видна, но если посветить ей в мордочку фонариком или светом фар, то при благоприятных условиях кошку можно заметить на расстоянии до 80 метров. Все потому, что глаза домашнего любимца имеют отражающий слой, который отражает свет таким образом, что часть лучей возвращается по тому же пути, по которому они попали в глаза.
На основе принципа световозвращения учеными были разработаны специальные материалы. Так светоотражающие материалы попали на одежду. Аксессуары же, которые пешеход может использовать для своей пассивной защиты на дорогах, так и назвали «Cats Eyes» или «кошачьи глаза».
Водитель замечает ребёнка со световозвращателем на одежде или рюкзачке со значительно большего расстояния, чем пешехода без него. А значит, выше шансы, что трагедии не случится.
Как же научить ребёнка безопасному поведению на дороге? Разберите вместе с ним типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чём он ошибся. Закрепите знания рисунками, разыгрывайте ситуации на макете с игрушками. Помните: одних объяснений недостаточно.
Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т. п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах. Представленные материалы помогут воспитать грамотного, дисциплинированного пешехода и пассажира.
Это должен знать взрослый!
КОГДА РЕБЁНОК СПЕШИТ НА АВТОБУС,
ОН НЕ ВИДИТ НИЧЕГО ВОКРУГ
• Чтение (заучивание) стихотворения.
Всем, кто скорость набирает,
На автобус свой спеша.
Оглядеться не мешает
И большим, и малышам.
Пребывание в больнице
Счастья вам не принесёт.
И ведь может так случиться,
Что больница не спасёт.
• Вопрос для обсуждения. Если ты опаздываешь в школу и видишь уходящий транспорт, как будешь действовать? Объясни почему.
РЕБЁНОК ЧАСТО НЕ ПОДОЗРЕВАЕТ,
ЧТО ЗА ОДНОЙ МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА ДРУГАЯ
«Машина медленно идет, успею перебежать», - думает ребёнок. и попадает под автомобиль. Показывайте своему ребёнку подобные ситуации, объясняйте ему на улице, почему медленно приближающаяся машина может скрывать за собой другую, едущую значительно быстрее.
• Чтение (заучивание) стихотворения.
Машины едут по дороге,
И не всегда они видны,
Но ситуаций страшных многих
Мы избежать, друзья, должны.
Смотреть внимательно старайтесь
Вокруг, ступив на переход,
И бегать даже не пытайтесь,
Хоть с виду транспорт и «ползёт».
• Вопрос для обсуждения. Прежде чем передвигаться по пешеходному переходу, что нужно сделать? Объясните.
ОСТАНОВКА - МЕСТО, ГДЕ ДЕТИ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОПАДАЮТ ПОД МАШИНУ
Где опаснее всего переходить улицу - в зоне остановки или на перекрёстке? Задайте этот вопрос ребёнку. Обычно дети говорят: «На перекрёстке опаснее». Это не так. В зоне остановки попадает под машину в три раза больше детей, чем на перекрёстке.
Старайтесь не обходить стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили её перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.
• Чтение (заучивание) стихотворения.
Остановки на дороге
Лишь для транспорта нужны.
Уносить скорее ноги
С них, ребята, вы должны.
Смысл есть, друзья, едва ли
Находиться долго там.
Сели, вышли, подождали
И уходим по делам.
Чтоб идти через дороги,
Поспешим на переход.
И для цели этой многим
Перекрёсток подойдёт.
Вопрос для обсуждения. Как ты должен действовать, сойдя на остановке с транспортного средства? Объясни почему.
ОБЫЧНО ДЕТИ, ПРОПУСТИВ МАШИНУ, ТУТ ЖЕ БЕГУТ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ.
ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!
В первые мгновения только что проехавший автомобиль нередко закрывает собой встречную машину. Под неё может попасть ребёнок, если он, пропустив первый автомобиль, сразу побежит через дорогу. Показывайте ребёнку на дороге, как только что проехавшая машина закрыла собой идущую в противоположном направлении, и объясняйте ему, как он должен вести себя в подобных обстоятельствах.
• Чтение (заучивание) стихотворения.
Только точно убедившись,
В том, что рядом нет машин,
Мы идём вперед, решившись,
И при этом не спешим.
Если вдруг «захочет в прятки
С вами транспорт поиграть»,
Выбегая без оглядки,
Можно много потерять.
Пропустив одну машину,
Не спешите в путь идти,
Тем аварии причину
Устраните вы в пути.
• Иллюстрирование и обсуждение стихотворения.
Нарисуйте, как должен вести себя пешеход на дороге. Расскажите, что вы нарисовали.
УЧИТЕ РЕБЁНКА НАБЛЮДАТЬ ЗА ДОРОЖНОЙ ОБСТАНОВКОЙ СЛЕВА И СПРАВА, КОГДА СТОИТЕ НА ОСЕВОЙ ЛИНИИ
Остановившись на осевой линии, дети следят, как правило, лишь за теми автомобилями, которые подъезжают к ним справа, и не думают о машинах, идущих у них за спиной. Испугавшись, ребёнок может сделать шаг назад — прямо под колёса автомобиля, подъехавшего к нему слева. Покажите своему ребёнку на дороге, что, если стоять на осевой, машины приближаются с обеих сторон, и объясните ему, как он должен вести себя.
Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!
Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.
• Чтение (заучивание) стихотворения.
Дойдя до середины,
Замри на осевой,
Давая путь машинам,
Спокойно очень стой.
Притом, направо глядя,
На тех, кто мчит вперёд,
Ты помни, что и сзади
Движение идёт.
Вопрос для обсуждения. Как правильно переходить дорогу на нерегулируемых перекрестках?
РЕБЁНОК НЕ УМЕЕТ ПРЕДВИДЕТЬ СКРЫТУЮ ОПАСНОСТЬ
Чем может быть опасна стоящая машина? Ваш ребёнок не знает правильного ответа. За стоящей машиной часто бывает скрыта другая, движущаяся. Понаблюдайте вместе с ребёнком за стоящими у края проезжей части машинами и фиксируйте его внимание на моменте, когда из-за стоящей внезапно появляется другая машина.
«ПУСТЫННУЮ» УЛИЦУ ДЕТИ ЧАСТО ПЕРЕБЕГАЮТ НЕ ГЛЯДЯ
На улице, где машины появляются редко, дети выбегают на дорогу, не осмотрев её предварительно, и попадают под машину. Выработайте у ребёнка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться и только тогда переходить улицу.
• Чтение (заучивание) стихотворения.
Машины носятся повсюду
И могут выскочить везде.
И, появляясь «ниоткуда»,
Большой предшествуют беде.
Такие «фокусы» в дороге
Нам совершенно не нужны,
И быть внимательны и строги
Мы все на улице должны.
Пусть с виду улица пустынна
И вроде нет на ней машин,
Но помнить всем необходимо,
Что мы в дороге не спешим.
• Иллюстрирование и обсуждение стихотворения.
Нарисуйте, как правильно переходить дорогу. Расскажите, что вы нарисовали.
И У СВЕТОФОРА МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ОПАСНОСТЬ
Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения : мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зелёный сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.
• Чтение (заучивание) стихотворения.
К сожалению, бывает,
Что водитель за рулём
Быстро мчит, не замечая
Ничего в пути своём.
Нам при этом не годится
В помощь лишь зелёный свет,
Надо точно убедиться,
Что угроз серьёзных нет.
Нарушители рискуют
И другими, и собой.
Эту истину простую
Крепко-накрепко усвой.
• Иллюстрирование и обсуждение стихотворения.
Нарисуйте, что должен сделать пешеход, прежде чем переходить дорогу на зелёный сигнал светофора. Расскажите, что вы нарисовали.
НА УЛИЦЕ КРЕПКО ДЕРЖИТЕ РЕБЁНКА ЗА РУКУ!
Находясь рядом со взрослым, ребёнок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребёнка за руку.
АРКИ И ВЫЕЗДЫ ИЗ ДВОРОВ - МЕСТА СКРЫТОЙ ОПАСНОСТИ!
В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины. Не допускайте, чтобы ребё нок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.
Помните! Ребёнок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, только соблюдая Правила дорожного движения.
• Чтение (заучивание) стихотворения.
Арки, выезды, проезды
Во дворе и на пути
Тоже могут детям беды
И проблемы принести.
Дети! Слушайте, глядите
И не спите на ходу
И тогда предотвратите
На дороге вы беду.
Крепко за руки держите
Вы родителей своих,
Наблюдайте, и смотрите,
И пример берите с них.