Севда Мамедова
Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования для детей
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственно-го, трудового и умственного развития детей. В рисовании раскрывается внутренний мир ребенка. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психиче-ского здоровья и эмоционального благополучия детей.
Публикация «Консультация для родителей „Нетрадиционные техники рисования для детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением взрослого. Ведь рисование для ребенка – радостный, вдохно-венный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулиро-вать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые воз-можности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к орга-низации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким необыкновенно интересным делом.
Нетрадиционные техники рисования способствуют снятию детских стра-хов, развивают уверенность в своих силах, пространственное мышле-ние, чувство цвета, композиции, ритма, мелкую моторику рук, творческие способности, фантазию, учат детей свободно выражать свой замысел, ра-ботать с разнообразным изобразительным материалом, побуждают детей к творческим поискам и решениям, позволяют почувствовать краски их характер, настроение.
Для развития осязания можно использовать множество предметов, раз-нообразных на ощупь. Поэтому очень важно предоставить ребен-ку богатый выбор «необычных изобразительных материалов» : мя-тую бумагу, пуговицы, нитки, веревки, проволоку, пробку, фольгу, поро-лон и др. На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игруш-ки. Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно по-мочь ему в изобразительной деятельности.
Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материа-лов, связывая его с каким – либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.
Рисование пальчиками, ладошками помогает созданию тактильно-го образа, способствует целостному восприятию предмета, а так-же раскрепощает детей, помогая снять страх перед листом бума-ги, перед работой с красками.
Доставляет детям удовольствие сам процесс работы в технике мо-нотипии (отпечатка). Рисуя бабочек, цветы, деревья и «печа-тая» их изображения, в то же время дети играючи приобщают-ся к «таинству» работы с красками, водой, бумагой – основны-ми орудиями труда художника – графика. При помощи этого неза-мысловатого приема легко объяснить детям законы симметрии.
Техника монотипии уникальна тем, что позволяет вовлекать де-тей в творческий процесс создания цветовых комбинаций. Осваи-вая технику монотипии, дети «входят» в мир искусства, разбирают-ся в цвете и понимают его оттенки. В дошкольном воз-рас-те следует делать основной акцент в обучении на многообразие цвета и его сочетаний.
Цвет также является одним из компонентов терапии. Рабо-тая с красками, дети могут найти спокойный и гармоничный вы-ход из самого возбужденного состояния. Занятия с красками – идеаль-ный способ выражения своих эмоций и освобождения от внутренних страхов.
Весьма доступна для детей и техника кляксографии – выдува-ние с помощью трубочек. Как правило, результат непредсказу-ем. Эта техника дает широкий простор для детской фанта-зии, направленной на визуализацию и активное воображение. Д. Зин-гер и другие авторы провели многочисленные исследования, кото-рые достоверно показали, что дети, способные к игре воображе-ния, имеют более высокий показатель интеллекта, легче преодолева-ют трудности, а развитие способности к воображению улучша-ет их адаптационные возможности и процесс обучения. Воображе-ние также служит хорошим помощником для расслабления, сня-тия внутренней напряженности, усталости и раздражительности.
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мы-шечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
Нетрадиционные техники рисования способствуют обогащению знаний и представлению детей о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах их применения, позволяют научить ребёнка рисовать не только красками, карандашами и фломастерами, но и мыльной пеной, свечой, клеем, мукой, солью, крупой, нитками, пластилином и другими ма-териалами. Такое творчество вызывает восторг у детей и желание творить.
Уважаемые родители, пусть нетрадиционные техники рисования доста-вят радость вам и вашим детям. Желаю творческих успехов!
ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ :
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мы-шечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ :
Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ре-бенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответ-ственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку. Основой может служить картон или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только в том случае, если он уже освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно.
Цветовой фон выбирается в соответствии с задуманным сюжетом. Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, перемешать в одном колобке и потом начинать рисовать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
- пластилин – материал объемный, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не проис-ходила деформация основы при выполнении приемов примазывания, сглаживания поверхностей создаваемого изображения.
- поверхность выполненной из пластилина работы следует покрыть бесцветным лаком. Под лаковой пленкой пластилин со временем затверде-ет, изделие станет более ярким.
- на рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тка-невая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
МАТЕРИАЛ: картон, простой графитный карандаш, набор пласти-лина, стеки, салфетки для рук.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ :
1. Сделайте рисунок простым карандашом.
2. Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство ри-сунка, разглаживая поверхность пальцами, предварительно смочен-ными водой.
3. Пластилин можно смешивать, добавляя нужные оттенки цвета в рисунок.
4. Чтобы контур рисунка сделать объемнее, раскатайте тонкие колбаски, выложите их по контуру.
5. Можно нанести рельефный рисунок с помощью стеки.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ РИСОВАНИЮ ЭТАП :
Барельефную картинку легко изменить, дополняя деталями, варьируя приемы пластического изображения. Например, из зимнего пластилиново-го дерева легко создать весеннее, добавив на голые веточки зеленые ли-сточки и розовые цветы, а к лету заменить цветы на яблоки. Пластилино-вую картину можно раскрасить гуашью. Но следует учитывать, что пла-стилин отталкивает от себя водорастворимые краски. Чтобы этого избе-жать, предварительно обработайте готовое изделие мыльной пеной или добавьте немного жидкого мыла в гуашь. Набирать краску на кисть следу-ет без предварительно обильного смачивания водой – только в этом слу-чае пластилиновая поверхность будет окрашена равномерно.
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Техника доступна для детей 5-7 лет.
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ заключается в совершен-ствовании психических функций: зрительного восприятия, воображения. Этот метод рисования можно назвать коррекционным, он развивает дыха-тельный аппарат, контролирует дыхание.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ :
Прежде чем приступить к рисованию этой техникой, следует провести с детьми подготовительную работу, ведь дети могут по ошибке не выдувать воздух из трубочки, а наоборот вдохнуть, а это опасно.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: подготовительную работу мож-но провести в форме игры с пластиковой бутылочкой.
Организация игры с пластиковой бутылочкой: Для игры приготовьте пластиковую бутылку, насыпьте в нее «разноцветные звездочки» – мелко нарезанные блестки (можно использовать голографическую упаковочную бумагу) или «снег» (шарики пенопласта, можно использовать бумажную крошку, отходы от печатного производства, либо сделать самим с помо-щью дырокола).
В крышечке от бутылки сделайте отверстие и вставьте в него трубочку для коктейля. Теперь можно поиграть, предложите детям подуть в трубочку.
От дуновения в бутылке закрутится вихрь. В зависимости от сюжета игры дети с восторгом будут наблюдать «Бурю в бутылке», «Всполохи север-ного сияния» или как красиво в бутылке «Кружится снег», «Пурга»
Играя, таким образом, дети научатся выдувать воздух правильно.
МАТЕРИАЛ: чашка с водой – 1 чайная ложка, жидкость для мытья по-суды – 1 столовая ложка, гуашь – 5 столовых ложек, трубочка для кок-тейля, кисти, бумага, салфетки.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ :
1. Возьмите чашку, налейте воды – 1 чайную ложку, добавьте жид-кость для мытья посуды – 1 ст. ложку, гуашь – 5 ст. ложек. Все размешай-те.
2. Трубочку для коктейля опустите в раствор, выдувайте воздух через трубочку, до тех пор, пока не появится пена с пузырьками.
3. Быстро, чтобы пена не успела осесть на дно чашки, приложите сверху к пене лист бумаги.
4. Подождите, пока бумага впитает краску. Уберите лист, получились удивительные отпечатки. Угадайте, на что они похожи? Детали дорисуйте кистью.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ РИСОВАНИЮ ЭТАП :
Поиграйте с детьми в игру «На что похоже?». Постарайтесь разгля-деть вместе с детьми цветы, ягоды, растущие в саду, на лугу, а может быть не существующие в природе, деревья, подводный мир с его обитателями, облака, превращающиеся в фантастических животных или пейзаж.
Можно просто попробовать сделать фон для открытки, сделать самим оберточную бумагу, украсить разноцветными пузырями шкатулку или цветочный горшочек.
РИСОВАНИЕ ЦВЕТНЫМИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ И ТУШЬЮ.
Техника доступна для детей 5 -7 лет
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ :
- развитие графических навыков рисования,
- чувства ритма в контурном изображении предметов,
- усиление интереса у детей к поисковой работе с различными материала-ми,
- умение видеть цвет и форму в природе.
МАТЕРИАЛ: цветные восковые мелки, свеча, тушь, плотный ватман или картон (А-4, карандаш.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ :
1. Сделайте набросок рисунка простым карандашом.
2. Контуры предметов в рисунке обведите свечой или цветными восковыми мелками.
3. Сами предметы оставьте не раскрашенными.
4. Если нужно обозначить фактуру изображаемого предмета, нанесите штрихи разного характера свечой. Например: чешуя рыбки, кора деревьев, пушистые одуванчики, волны на море и т. п.
5. Остальное пространство листа вокруг предметов раскрасьте, плотно, без просветов восковыми мелками.
6. Широкой кистью покройте весь рисунок тушью.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ :
Сделайте два рисунка одинакового пейзажа карандашом, попросите ребенка раскрасить один рисунок восковыми мелками и тушью только теплых цветов, другой только холодных. Спросите ребенка, какой пейзаж получился – жаркое лето или холодная зима.
Экспериментируя с восковыми мелками ребенок может:
- штриховать пространство листа в разных направлениях;
- создавать штрихи разного характера;
- передать фактуру предметов: шершавость коры деревьев, густоту и мягкость травы, каменистые горы, извилистые струи водопада.
ВЫДУВАНИЕ
Техника доступна детям с трехлетнего возраста.
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ :
Прием рисования с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха полезен и для малышей, но для них безопаснее использовать технику «Вы-дувание». Она также способствует развитию дыхательного аппарата, кон-тролирует силу дыхания. На лист наливается чуть-чуть краски, и дети ду-ют на капли, управляя их движением. Застенчивым детям такая игра при-дает уверенность в себе, заставляя капли краски двигаться по бумаге, им приходится дуть изо всех сил.
МАТЕРИАЛ: чашка с водой, жидко разведенная гуашь или тушь, трубочка для коктейля, кисти, бумага.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ :
1. Жидко разведенную гуашь или тушь налить каплями на лист бумаги.
2. Взять трубочку для коктейля и легонько подуть на капли из трубочки.
3. Дуйте на капли не сверху, а сбоку, как будто толкая ее вперед.
4. Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управ-лять движением капелек.
5. Получившийся рисунок можно дорисовать.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ :
Работая в технике «Выдувания» желательно использовать цветную бумагу. Можно использовать готовую цветную бумагу с матовой поверх-ностью, сейчас продается цветная бумага для принтера, если взять бумагу с глянцевой поверхностью краска будет скатываться с листа, тогда в крас-ку нужно добавить жидкое мыло. Создайте фон для будущего рисунка са-ми, это можно сделать с помощью поролона, раскрасив бумагу в нужный вам цвет.
Именно цветовой фон придает особую выразительность работе.
Это усложнит задачу: потребует осознанно-го отношения к созданию колористической композиции.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ РИСОВАНИЮ ЭТАП :
Рисование выдуванием можно использовать как дорисовывание до-полнительных выразительных деталей к создаваемому образу.
Например: нарисуйте круглое желтое солнце, накапайте по кругу кап-ли желтой и красной краски, выдувайте лучики трубочкой, сливаясь крас-ки, побегут по бумаге, превращаясь в вихрастые яркие лучики забавного солнышка. Таким же образом можно дорисовать гриву к мордочке льва или хвостик и плавники золотой рыбки.
Если вы нарисовали деревья или кусты, добавьте к веточкам листики, цветы, бутоны.
Используйте созданный рисунок для коллажа.
ПУШИСТЫЕ КАРТИНКИ
Техника доступна детям с трехлетнего возраста.
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ :
Изображение-картинку можно выложить на бархатном фоне из раз-ноцветных ниток. Нитки могут быть самые разные: от тонких, шелковых до мохнатых, шерстяных. Изображения могут быть контурными, а могут быть «закрашенными» нитками. «Закрашивание нитками» довольно слож-ное действие, поэтому начинать лучше с выполнения простых изображе-ний, постепенно усложняя содержание.
МАТЕРИАЛ: листы бархатной бумаги, чем больше различных то-нов, тем лучше, чтобы было из чего выбирать, ножницы, лоскутки, нитки всевозможных расцветок и фактуры и любые предметы и материалы, ко-торые прилипают к бархатной бумаге: вата, перышки, пух, кусочки шер-сти и т. п. Еще понадобится жесткая щетинная кисточка, ворс которой нуж-но будет слегка укоротить и подравнять, чтобы удалять, менять местами или же прикреплять к фону мелкие детали из ниток, шерсти или ваты, до-биваясь лучшего композиционного решения. Для удобства сложите все приготовленные материалы в подходящую коробку. Также понадобится клей, кисти для клея.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ
1 вариант
1. Выберите картинку для аппликации и выложите контур рисун-ка нитками.
2. Нарежьте ножницами нитки на мелкие кусочки и разложите в отдельные баночки по цветам.
3. Смазывая клеем части рисунка, посыпайте их нитками нужного цвета.
4. Можно нарезать нитки двух и более цветов, смешать их в раз-ных пропорциях и «закрашивать» этим материалом выложенные на бархатной бумаге контуры изображений предметов. Поэксперименти-руйте, создавая всевозможные изображения и меняя фон.
2 вариант.
1. Выберите картинку для изображения. Выложите контур рисунка нитками.
2. Возьмите нитку нужного цвета, приклейте ее кончик к центру де-тали, которую выбрали для «закрашивания» и постепенно скручивая ее от центра по спирали, приклеивайте ее к бумаге пока не закончится нитка.
Если нитка кончилась, возьмите другую и продолжайте заполнять деталь рисунка. Таким же способом «закрашивайте» остальные детали рисунка.