Ольга Назарова
Консультация для родителей «Непоседа-исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
" Непоседа - исследователь".
Подготовила:
Бахарева Ольга Владимировна,
Воспитатель1 к. к.
Консультация для родителей
Тема: «Непоседа – исследователь»
Цель: Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования.
Что слышу – забываю,
что вижу – я помню,
что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Публикация «Консультация для родителей „Непоседа-исследователь“» размещена в разделах
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.
Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Первыми помощниками ребенка по развитию познавательной деятельности в экспериментировании являются родители, поэтому им необходима методическая помощь в данном вопросе.
Этот материал адресуется родителям в целях повышения их компетенции и применения на практике.
Малыши испытывают безграничную жажду знаний с самого раннего возраста и на протяжении всего дошкольного детства. Маленькие непоседы всегда активны в поисках чего-то нового, неизведанного и интересного только им одним. И взрослым все стремления ребёнка кажутся незначительными или вообще не требующими внимания с их стороны. Вследствие чего взрослые могут уменьшить стремление ребёнка к познанию, ограничивая его опыт, пресекая попытки исследовательского поведения. И происходит это довольно часто на протяжении всего детства, и взрослые даже не догадываются, что тем самым они наносят вред личностному развитию ребёнка, превращая непоседу в малоактивного нелюбознательного ребёнка.
Ребёнок по своей сути непоседа - он трогает и ощупывает всё, что попадается на его пути - разнообразные предметы: тяжёлые и лёгкие, острые и тупые, мягкие и жёсткие, рисует. Рвёт бумагу. Разбрасывает игрушки, что-то опрокидывает. Многие увлекательные игры-исследования начинаются с необычных эффектов, полученных при случайных физических действиях: шлёпание по лужам, расплёскивание воды, пересыпание песка, деформация пластичных материалов (глины, песка) и др.
Считая такое поведение деструктивной деятельностью, взрослые ограничивают поисковую активность ребёнка. И это неправильно, потому что в значительной мере это - проявление любознательности, реализация стремления к исследовательскому поиску. В специальных экспериментах давно доказано, что ограничении двигательной активности или в постоянных «нельзя», «не лезь туда», «не тронь», способно серьёзно помешать развитию детской любознательности. Ведь всё это сдерживает порывы ребёнка к исследовательскому поведению, а, следовательно, ограничивает возможности самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего.
Взрослые привыкли убеждать себя в том, что эти ограничения защищают ребёнка от опасностей дома, в садике, на улице. Но важно понять, что спасая ребёнка от этих внешних опасностей, фактически происходит попытка поместить его в физический, образовательный, эмоциональный вакуум. Тем самым подвергая его другой, не менее серьёзной опасности-ограничению исследовательской активности, что приводит к обеднению его когнитивного опыта.
Ребёнку достаточно просто дать свободу для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, тем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей и, соответственно, тем больше ребёнок-непоседа целенаправленно будет использовать свою энергию, которая носит поисковый характер.
Свобода действий подразумевает, что ребёнку придётся играть игрушками, которые ему предоставили взрослые и тут важно быть внимательным. Как правило, взрослые предлагают для игры «готовую» игрушку, неспособную к трансформациям, и при этом возмущаются - почему она становится ему не интересной через пару минут. Обычно предлагаемая игрушка не рассчитана на то, что её содержимое будут активно исследовать (разбирать, ломать и др.)
Наиболее заинтересованно малыш играет с игрушками, которые дарят ему «радость достижения». Для того чтобы испытать её, детям обычно предлагают не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях.
Так же радость непоседа получает, когда проводит эксперименты с предметами и игрушками.
Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Приведу несколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное дошкольникам.
Интересно проводить эксперименты в области изобразительной деятельности, т. к. она является действенным средством развития исследовательского поведения ребёнка.
Эксперимент с кляксой или кляксография. На лист белой плотной бумаги капается немного туши. Это можно сделать кистью или пипеткой. Затем, осторожно наклоняя лист в разные стороны, даётся возможность туши растечься. Можно не наклонять лист, а осторожно раздувать тушь. Интересно, как она потечёт, при этом точно известно, что двух абсолютно одинаковых клякс не будет. Теперь остаётся подсушить кляксу и после этого, повертев лист, определить, на что она больше похожа. Полученное изображение можно дорисовать.
Эксперимент с набрызгом красок. Самое простое приспособление для набрызга красок – зубная щётка. В этих целях можно использовать и различные приспособления для разбрызгивания воды и косметических средств. Берём лист плотной белой бумаги и набрызгиваем на него любую из красок. После чего на лист накладываем листья деревьев или других растений (можно использовать вырезанные геометрические фигуры или силуэты человечков, животных и др.) и снова, теперь уже другой краской, делаем набрызг, затем третьей и так далее. После чего силуэты можно убрать. Получится интересное изображение.
Продолжим эксперимент. Можно менять количество силуэтов и последовательность их разбрызгивания. Можно разбрызгивать краску под разными углами, давать и не давать е смешиваться и др.
Эксперимент с акварелью. На влажный лист плотной бумаги размером примерно в половину обычного альбомного листа наносится кистью акварель разных цветов. Мазки должны быть крупными. Они будут сливаться, и это совсем не страшно. Сам процесс смешивания красок - это тоже интересное экспериментирование, ведь краски меняют цвета. Надо только следить за тем, чтобы они все не слились в единую грязно-серую массу. Как только процесс нанесения красок завершён, на лист накладывается точно такой же по размеру лист и прижимается рукой, стараясь согреть теплом ладони. Примерно через минуту листки нужно разделить. Перед взором предстают две очень похожих, но не одинаковых композиции. В некоторых местах акварель смешалась, в некоторых цвет остался чистым, а кое-где, в результате кристаллизации красок, под действием тепла ладони, образовались сказочные узоры.
Самый простой способ завершить полученные шедевры - наклеить на листки несколько небольших кружочков белой бумаги, и получатся необычные космические пейзажи, которые можно поместить в рамки.
Эксперимент «Определяем плавучесть предметов». Детям предлагается собрать по десять самых обычных предметов. Это могут быть самые разные предметы, например: чайная ложка, яблоко, камешек и др. теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо последовательно проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если её аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь; если вода попадёт, то она, конечно же, утонет. Затем изучим сами плавающие предметы. Все ли они лёгкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки? А что произойдёт, если соединить плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? При каких условиях возможно и то и другое?
Эксперимент «Как вода исчезает». Проводится экспериментальное исследование процесса «исчезновения» воды. Вода, как известно детям, может впитываться, а может испаряться. Пробуем изучить экспериментально её свойства.
Нужно запастись разными предметами, например: губка, газета, кусочек дерева, кусочек ткани, полиэтилен, металлическая пластинка, фарфоровое блюдце. Затем, аккуратно, чайной ложкой понемногу поливаем на них водой. Какие предметы не впитывают воду? - перечисляются. Затем из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево? Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?
Продолжаем эксперимент по «исчезновению воды»». В фарфоровое блюдце наливается вода. То, что оно не впитывает воду, узнали по предыдущему опыту. Граница, до которой налита вода, чем – нибудь отмечается, например, фломастером. Вода оставляется на один день, затем проверяется - что же произошло? Какая – то часть воды исчезла, испарилась. Отмечается новая граница и вновь, через день проверяется уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.
Эксперименты с лучом света. Для этого эксперимента понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Важно запастись листами бумаги (чертёжная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага и др.) полиэтиленом разной плотности, кусочками разной ткани.
Перед проведением опыта гипотетически, предположим: пропускает тот или иной предмет свет. Затем начинаем сам эксперимент и опытным путём ищем те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.
Эксперимент с магнитом и металлами. Многие дети знают, что магнит, как по волшебству притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит. Этот эксперимент необходим, чтобы узнать это. Для этого понадобится много самых разных металлических предметов, в ходе опыта выяснится, что магнит хорошо притягивает стальные предметы, кнопки, скрепки и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди. Очень важно сделать по итогам эксперимента выводы и умозаключения.
Эксперименты с собственным отражением. Многие блестящие предметы позволяют увидеть собственное отражение. После беседы на эту тему и нахождения нескольких вариантов можно попробовать поискать в комнате предметы, в которых можно увидеть отражение. Это не только зеркала, но и полированная мебель, фольга, некоторые детали игрушек. Своё отражение можно увидеть, например, в воде.
Разглядывая собственное отражение, попробуем определить, всегда ли отражение ясное и чёткое. От чего зависит ясность и чёткость. Дети в ходе эксперимента придут к выводам о том, что предметы, имеющие очень гладкие, блестящие поверхности дают хорошее изображение; шероховатые – значительно хуже. А есть множество предметов, которые вообще не позволяют увидеть своё изображение.
Проведём специальное исследование причин искажения отражения. Например, собственное отражение можно увидеть в не очень ровном зеркале или оконном стекле, в блестящей ложке, смятой фольге. Почему в этом случае отражение такое смешное? Эти опыты могут получить интересное продолжение за пределами дома. Например, детям можно предложить эксперимент по поводу того, как относятся к собственному отражению домашние животные. Особо живо реагируют на собственное отражение котята, щенки, попугайчики.
В этой статье я привела несколько примеров экспериментов, доступных детям, большое количество подобных заданий можно разработать самостоятельно. В настоящее время издаётся много книг для родителей с описанием подобных упражнений. Их вполне можно использовать для развития у ребёнка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов. Таким образом, ребёнок из непоседы превратится в заинтересованного малыша, готовому к новым открытиям.