Олеся Войтенко
Консультация для родителей «Нейропсихология — что это такое? Чем полезна моему ребёнку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихология - наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.
Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.
Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте.
В детском возрасте применяют две методики коррекции:
двигательную;
когнитивную.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2020
Двигательный метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.
Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.
Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении.
При проведении нейропсихологической диагностики детей используется схема нейропсихологического обследования, предложенная А. В. Симинович и по методике Ж. М. Глозман и А. Е. Соболевой.
Нейропсихологическое обследование - это длительный и сложный процесс. Оно включает в себя: исследование двигательных, тактильных функций, объема зрительной и слухоречевой памяти, речи, участия правой и левой руки. Также исследуются пространственные представления. Рисунок, копирование, речевые функции, интеллектуальные и эмоционально-личностные процессы, на исключение понятий (четвертый лишний).
Обследование начинается с предварительной беседы для определения общей характеристики обследуемого ребенка, его ориентировки и адекватности в ситуации обследования.
Нейропсихологическое обследование дает возможность педагогам и родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности.
Это необходимый шаг навстречу коррекционной работе. Он принципиально меняет образ собственного ребенка в картине взрослого. Начинает восприниматься суть проблемы. Только правильная установка родителя совместно с грамотными специалистами приносит щедрые плоды.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ.
«Мытье головы» – кончиками пальцев массировать голову в направлении: ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей к шее.
«Паучки» – пальцы плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
«Обезьяна расчесывается» – правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.
«Ушки» – уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.
«Глазки отдыхают» – закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
«Веселые носики» – потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.
«Рыбки» – рот немного приоткрыт, взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой – нижнюю; выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.
«Расслабленное лицо» – руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
«Гибкая шея» – массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.
«Теплые ручки» – растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Имитация «силового мытья», растирания и пожатия рук.
«Домик» – сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
«Потягивания» – потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку». Осуществлять потягивания поочередно каждой рукой вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад.
«Тянемся к солнышку» – стать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. На вдохе поднять руки вверх, задержать дыхание и потянуться еще выше «к солнышку», не отрывая пяток от пола.
«Шаги» – шагать в медленном темпе попеременно, касаясь то правой, то левой рукой противоположенного колена (12 раз, затем продолжить упражнение, касаясь одноименного колена (12 раз, далее сзади дотронуться правой рукой до правой пятки, аналогично с левой рукой (по 12 раз, завершить касанием сзади каждой рукой противоположенной пятки (12 раз).
«Буратино» – одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе (походка Буратино, то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.