Любовь Камолина
Консультация для родителей «Научитесь слышать звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Основные термины, используемые в процессе обучения детей грамоте.
Буква – графический знак, который используется для обозначения на письме звуков.
Звук гласный – звук речи, состоящий из голосового тона, образуемый свободным проходом воздуха, может быть слогообразующим.
Звук речи – членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью движений речевых органов.
Звук согласный – звук речи, образуемый с участием голоса и (или) шума, не может быть слогообразующим.
Публикация «Консультация для родителей „Научитесь слышать звуки“» размещена в разделах
Звук согласный глухой – звук, производимый органами речи без участия голоса, состоящий из одного лишь немузыкального шума.
Звук согласный звонкий – шумный согласный, произносимый с участием голоса.
Звук согласный мягкий – согласный, произносимый с малой напряженностью.
Звук согласный твёрдый – более низкий, по сравнению с мягким, звук.
Предложение – целостная единица речи, которая выражает или сообщает мысль о некоторой действительности и отношения к ней говорящего.
Речь – сложившаяся исторически в процессе деятельности людей форма общения.
Речь устная – словесное общение, при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Слово – важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств; состоит из морфем и служит материалом для построения предложения; принадлежит к определенной части речи и выражает грамматическое значение.
Слог – минимальная единица языкового потока; последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком.
Слог закрытый – слог, заканчивающийся на согласный.
Слог открытый – слог, заканчивающийся на гласный.
Слогообразующий – гласный, образующий слог.
Текст – законченное в содержательном и структурном отношении речевое произведение, может быть устным и письменным.
Ударный гласный – гласный, отличающийся большей силой, долготой, интенсивностью по сравнению с неударными гласными звуками в составе одного слова.
Фонема – минимальная единица звукового строя речи (звук).
Фонематический (звуковой) слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий различение и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фраза – законченный оборот речи, предложение.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению и её хранения.
2. Советы по развитию фонетико –фонематических процессов.
Недостатки звукопроизношения сказываются на развитии фонематического слуха, что затрудняет усвоение навыков звукового анализа слов, овладение которыми необходимо для подготовки детей к обучению грамоте. Подобные причины могут привести в дальнейшем к школьной неуспеваемости – дисграфии и дислексии (нарушениям письма и чтения).
Коррекционная работа по формированию фонематического слуха с детьми, страдающими нарушениями речи, строится в два этапа:
1) развитие слухового внимания;
2) формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
Работу по развитию слухового внимания нужно начинать с развития слухового внимания на неречевых звуках – это различение неречевых звуков : громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).
С этой целью полезны такие упражнения и игры на развитие слухового внимания:
• «Какие звуки нарушают тишину?»
• «Кто услышит больше звуков?»
• «Назови звуки улицы»
• «Голоса животных и птиц»
• «Угадай, чей голосок»
Основные образовательные задачи по формированию функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза предполагают:
• сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;
• научить произносить слова различной слоговой сложности;
• научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).
2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т. д.).
6. Придумывание слов на определённый звук.
Работу по развитию фонематического восприятия можно проводить в форме игровых упражнений типа «Стой или шагай» (если в слове слышится звук «С», надо стоять, если нет звука «С» - шагать, «Хлопни (или подними руку, если услышишь звук» и др.
3. Практические упражнения по развитию фонетико – фонематических процессов
Формирование фонематического слуха:
1. Подними руку, если услышишь звук…
2. Придумай слово со звуком …
3. Назови первый (последний) звук в словах …
4. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком) …
5. Подбери букву к картинке …
6. По сюжетной картинке назови слова, начинающиеся со звука (заканчиваются звуком) …
7. Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки.
8. Подбери слова со звуком … в начале, середине, конце слова.
9. Посчитай количество звуков в слове (с опорой на проговаривание взрослого, предметные опоры).
10. Подними руку, если услышишь звук …
11. Придумай слова, которые начинаются со звука (заканчиваются звуком), со звуком … в середине слова
12. Назови первый (последний) звук в словах …
13. Подбери букву к картинке …
14. Отгадай загадку, назови первый (последний) звук отгадки.
15. Посчитай количество звуков в слове …
16. Игра «Кто больше придумает слов на звук …
17. Игра «Назови животное (транспорт, цветок, овощ, фрукт) на звук …»
18. Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).
19. Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Слова: сова, зонт, лиса, лес, коза, слон, жук, коса, ёжик, нос, стакан.
Формирование звукового анализа и синтеза
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4,
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков :к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук. (Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
6. Образование из звуков данного слова новых слов:
ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).
8. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков.
9. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
10. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т. д.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1? 2? 3).
2. Придумывание ребенком слов с определенным количеством слогов.
3. Составление слов из слогов, данных вразбивку. (Слоги потеряли свое место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ток-ло-мо, ка-сум).
4. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных слогов. ( Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).
5. Образование новых слов путем наращивания ребенком слогов к данному слову. (Какой слог надо добавить к слову «пол», чтобы получилось новое слово? Пол-ка, пол-ночь).
6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
7. Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове, сколько гласных).
8. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых не отличается от написания (лужа, пила, лом, канава).
9. Выделить 1 слог из слов. Объединив слоги в слово назвать новое полученное слово: малина, шиповник, награда – машина; ромашка, закат – роза.
10. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
Формирование языкового анализа и синтеза
1. Определение количества слов в предложении и их последовательности. (Сколько слов в предложении «Вова читает книгу»? Какое 1? 2? 3).
2. Придумывание предложений, состоящих из определенного количества слов.
3. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в нем количества слов.
4. Составление предложений из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом. (Слова потеряли свое место, нужно помочь им найти его: дети, мяч, в, играли; высокие, растут, лесу, сосны, в.)
5. Распространение предложений путём увеличения количество слов. (Дети играют. Дети играют на полянке. Дети играют на полянке у пеньков.)