Галина Кирилова
Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 КВ»
Консультация для родителей на тему:
«Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования».
Воспитатель МДОУ «Д/сад №7 КВ» Кирилова Г. Н.
Ноябрь 2016 г
Публикация «Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. Сухомлинский
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Одним из приемов направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. Этот вид рисования привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свои впечатления об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей, в том числе развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования.
Японский врач Намикоси Тукудзиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики утверждали, что массаж указательного пальца положительно действует на состояние желудка, большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание родителями и педагогами значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Я работаю в детском саду с детьми уже более 27 лет и наблюдаю, как меняются содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приемов рисования и их последовательности. Теперь же стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им возможность самовыражения, реализацию своего творческого потенциала.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребенка.
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Свою работу по развитию мелкой моторики я начала с детьми младшего дошкольного возраста. В группу пришли дети «домашние», у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук разгибаются и сгибаются синхронно, т. е. действуют вместе.
Для определения уровня развития мелкой моторики у детей был проведен мониторинг на момент поступления в ДОУ. На основании данного мониторинга было составлено перспективное планирование.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь, были созданы все условия для игровой деятельности.
В группе для наиболее эффективного развития мелкой моторики мы, совместно с родителями, оборудовали специальный уголок, в котором имеется необходимый материал для решения этой задачи: шнуровка, пазлы, «Выложи узор из палочек и камушков», «Собери бусы из макарон», «Кактус с прищепками», «Найди игрушки в баночке с фасолью», «Нарисуй картинку с помощью круп и макарон», «Найди крышки по размеру». Родители принимали активное участие в изготовлении игр. Были приобретены различные трафареты, с которыми дети очень любят играть.
Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Для родителей оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Проводятся родительские собрания и консультации на данную тему.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые используем в своей практике. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, пальчиковые игры, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование.
В нашей группе есть уголок изодеятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься художественной деятельностью.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мнем, рвем, разглаживаем, режем – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке, фасоли) мы нашли не только в мозаике, но и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу.
Для развития мелкой моторики рук в своей работе я использую нетрадиционные виды рисования. К ним относятся:
*рисование пальчиками, ладошкой;
*рисование штампами;
*рисование пробками;
*рисование ватными палочками;
*рисование тычком;
*волшебный и пушистый рисунок;
*кляксография;
*монотипия.
Работа по развитию мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе игр, бесед, развлечений. Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям не только положительные эмоции. Я забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы, вселяя в них ту самую уверенность в своем умении, заставляя их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Таким образом, в результате проделанной работы можно сделать заключение, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.