Нарайкина Ольга
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культурно-гигиенических навыков“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Темочки
В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребё нок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.
А сейчас давайте разберём ситуацию.
Ситуация для анализа
Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но…наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, “эту бесцельную возню”, быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик:
— Сам, сам, сам!
Мать строго говорит:
— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь “сам”.
Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.
Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.
Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.
Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.
Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых, наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков.
Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний.
В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки: мыть руки перед едой и после загрязнения, следить за своим внешним видом. Но дети становятся старше. И мы постепенно предоставляет им все больше самостоятельности.
Воспитывая нормы поведения за столом, мы также учитываем, что, помимо привития детям культурно-гигиенических навыков, перед ними возникает целый ряд задач: формирование положительного отношения к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромности, вежливости, сдержанности.
Большое внимание мы уделяем воспитанию у детей опрятности. Мы обращаем внимание малышей на тех их сверстников, кто умеет хорошо мыть руки, аккуратно обращаться с вещами, самостоятельно одеваться, так как дети не всегда могут сами заметить это.
Очень тяжело встать рано утром, да еще и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки. Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребенку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». Наверное замечали сами, что как только начинаете помогать ребенку, он перестает участвовать в процессе одевания.
В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет взрослая оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение об отдельных поступках и поведении ребенка. Нам с вами необходимо широко пользоваться положительной оценкой действий ребенка: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна прежде всего ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что лицо и руки у малыша грязные, и моете их, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок самостоятельно.
Итак, дети стремятся к самостоятельности.
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.