Наталья Ким
Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие речи ребёнка»
Физическое, психическое и нравственное воспитание ребенка начинается с ранних лет. Все основные навыки и умения формируются в семье, в том числе и навык правильной речи. У ребенка речь формируется, когда он общается с мамой, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками. Многие убеждены в том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. На самом деле, невмешательство в процесс формирования детской речи, как правило влечет за собой отставание в речевом развитии. Речевые недостатки, появившиеся в раннем детстве, с большим трудом преодолеваются в последствии. Неравнодушная семья всегда старается корректировать и развивать детскую речь, начиная с самых ранних лет жизни. Не маловажно, чтобы ребенок с раннего детства слышал грамотную, правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Родителям обязательно знать, какое огромное значение для ребенка имеет их собственная речь и как правильно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить грамматически правильно, не «ломать» язык, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» окончания слов. Совершенно недопустима «подделка» под детский язык, которая часто тормозит развитие речи и приносит только вред. Если взрослые не контролируют свою речь, то ребенок многие слова слышит искаженно («мотри» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.) Особенно внимательно и четко нужно произносить новые и длинные слова. Обращаясь непосредственно к ребёнку, родители побуждают их отвечать, а дети имеют возможность внимательно прислушаться к их речи. Родители должны научить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче копирует артикуляцию взрослых.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние семьи на развитие речи ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.
К старшему дошкольному возрасту в основном завершается долгий и сложный процесс формирования речи. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Развивается звуковая культура речи. Старшие дошкольники начинают слышать себя, своё произношение. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, он и слышит, и говорит правильно. К концу подготовительной к школе группе завершается процесс фонематического развития. Стремительно растет и расширяется словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь также наблюдаются различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, это зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие. В большинстве случаев дети старшего дошкольного возраста (от 6 до 10 лет) говорят правильно, но у некоторых встречается нечистая речь (15—20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков ш, ж, ч, а также ф и л, но здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Как правило, старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. Многие дети 6—7 лет неправильно расставляют ударения, «проглатывают» окончания слов. Часто неправильное, небрежное произношение объясняется подражанием речи взрослых : «яблуко», «мине», «ходить», «фатить». Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности ребёнка играет речь. Уже в раннем возрасте мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Ребенок с дефектами речи, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, на детских утренниках такие не участвуют, часто воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. В дальнейшем он будет стараться отмолчаться или ответить односложно, постарается не принимать участия в общих играх. Не исключено, что у него сформируется замкнутый характер, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе подходящую профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в «нездоровой» речевой среде. Зачастую у ребенка формируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то имеет дефекты произношения. Нарушения фонематического слуха приводит к тому, что дети испытывают трудности в различении сходных по звучанию фонем, звонких и глухих звуков, что затрудняет овладение грамотой.
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ Чем же объяснить, что некоторые дети 6- 7 лет страдают недостатками звукопроизношения? Какая должна вестись с ними работа, чтобы при поступлении в школу они имели чистое произношение и не испытывали дискомфорт? В чем причины речевых недостатков ребенка? Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих составляющих. Огромную роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей. Большое значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Умение хорошо слушать и слышать имеет основное значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также часто совершают ошибки в звуко- и словопроизношении. Для того, чтобы правильно повторить услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен им легко пользоваться. Поэтому очень важно заниматься с ребёнком дома. Это упрочит работу логопеда и ускорит процесс исправления неправильного звукопроизношения.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять детей в умении осознано выстраивать диалоги, взаимодействовать в повседневном общении. Продолжать обучать детей составлению монологических текстов.