Марина Асташова
Консультация для родителей «В детский сад идти пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш малыш подрос, и вы привели его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том будет ли хорошо ребенку в детском саду не начнет ли он болеть капризничать расстраиваться при расставании с близкими, с домом. Эти волнения и тревоги закономерны, так как поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики, здоровья.
В условиях семьи ребенок привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения отношений с членами семьи.
Публикация «Консультация для родителей „В детский сад идти пора“» размещена в разделах
Его жизненный опыт не велик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любое приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте это особенно сложная задача. Малыш тяжело переносит разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни.
По началу, в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няня. На первых порах непривычен и уклад жизни в детском саду : иной режим дня, еда, отличающая от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.
На эти перемены в жизни малыши отвечают реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе прижимаются к родителям. В поведении вновь принятых в группу детей можно наблюдать черты, собственные детям более раннего возраста. У детей, приученных к опрятности, возможно недержание мочи и кала. Случаются и неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т. п. У одних детей нарушается сон, у других – отсутствует апатит.
Таким образом, период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка не безопасен.
В детском саду дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.
Опыт показывает, что сложнее и длительнее протекает процесс адаптации у детей ослабленных, страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ. И наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников.
Известные трудности в адаптационный период, испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относится к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.
Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского нельзя. Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания его в детском саду.
Итак, общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Прежде всего, необходимо максимально приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, питания и бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять детскую самостоятельность.
О предстоящем поступлении ребенка в детский сад говорите с ним как о радостном событии. Внушите малышу, что ему будет хорошо, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек.
Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте домой.
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Не реагировать на выходки ребенка и наказывать за детские капризы.
Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание как мама. Родители не редко замечают, что возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходя от нее не на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша надолго. А дома надо сторицей восполнить то, чего ребенок был лишен в отсутствии родителей.
В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.