Ирина Маслёнкова
Консультация для родителей «Учим рассказывать детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила учитель-логопед Маслёнкова И. Б.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь имеет две формы:
•диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)
•монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Публикация «Консультация для родителей „Учим рассказывать детей 3–4 лет“» размещена в разделах
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.
Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили - были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?»
После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста.
При обучении рассказыванию необходимо комплексно подойти к задаче и строго соблюдать один из важнейших принципов: двигаться от простого к сложному. То, что кажется нам таким простым и элементарным, представляет для маленького ребёнка значительные трудности. Задача родителей – терпеливо обучать, помогать преодолевать эти трудности и делать процесс наиболее занимательным и эмоциональным.
Как обогатить речь своего ребенка
Большинство родителей интуитивно чувствуют речевое развитие своего ребенка, и им не нужен никакой учебник с указаниями, что делать. «Метод», который использует мать (или отец, является естественной частью интуитивного подхода к ребенку. Данные советы нацелены лишь на то, чтобы подкрепить и разнообразить то, что вы и так, скорее всего, делаете.
Рассматривайте вместе книжки с картинками и обсуждайте их. Это один из основных путей, которыми дети развивают свои ассоциации слов с предметами. По мере того как ваш ребенок делает прогресс, вы можете выбирать все более и более сложные книжки и помогать ему запоминать названия, указывая на иллюстрацию и спрашивая: «Что это?» Покажите ребенку целую страницу, на которой нарисованы разнообразные предметы, и спросите: «Где машинка (кукла, мишка, паровозик и т. д. ?»
Связывайте рисунки в книжке с теми же предметами в реальной жизни. Указывая на дерево в книжке, укажите также и на живое дерево во дворе. Так у вашего ребенка
сформируется мысленный образ, какие характеристики составляют понятие «дерево».
Развивайте слово или жест в мысль.
К примеру, если ваш ребенок спросит: «Что это?» — и укажет на птицу, вы ответите: «Это птица, — и добавите: — Птицы летают в небе». Вы не только ответили на его вопрос, но и дали связанную с этим словом мысль. Когда вы заметите, что ваш ребенок проявляет интерес к какому-то звуку, например звуку летящего в небе самолета, поднимите ребенка. Укажите на самолет и дайте название: «Самолет в небе». Приклеивайте как можно больше ярлычков, на такое количество предметов, на какое позволяют ваши возможности. Это облегчает процесс создания в мозгу ребенка файловой системы с названиями предметов.
Дети редко говорят полными предложениями, в которых присутствуют все слова, до истечения второй половины второго года, и используют вместо этого по-прежнему сигнальные слова в каждом предложении. Хвататься за сигнальные слова особенно важно, если ребенок ленится говорить, поскольку всегда получает то, что хочет, стоит ему только указать пальцем.
Играйте в словесные игры и пойте песенки с действиями.
Это делает освоение языка забавным. Малыши обожают играть в игры, в которых задействуются их собственные части тела. Игры-рифмовки, в которых присутствует счет и задействуются пальцы рук, а также песни,сопровождающиеся движениями, особенно полезны для развития жестикуляции и освоения сигнальных слов. Со временем ребенок будет в состоянии допеть песенку или досказать стихотворение, когда вы споете или произнесёте в качестве подсказки первое слово.
Говорите о том, что вы делаете.
В первые месяцы вы, вероятно, заговаривали младенцу зубки на всем протяжении смены подгузника. Теперь легко выполнять гигиенические процедуры, такие как переодевание и купание, механически, обходясь без лишних слов. Но эти слова не лишние, и вам следует по-прежнему приговаривать: «Теперь мы поднимем твою ручку. теперь мы помоем тебе ладошки.» — и так далее.
Говорите в форме вопросов.
По всей видимости, детям этого возраста очень нравятся интонации и модуляции вашего голоса, когда вы задаете вопросы. Вопросительная интонация подразумевает, что вы ожидаете какого-либо ответа, и ребенок обычно послушно повинуется.
Избегайте отрывистых, отвлеченных и запутанных фраз.
Иначе ваш ребенок отключится от вас. Вместо этого говорите медленно, простыми предложениями и часто делайте паузы, чтобы дать ребенку время поразмыслить над сказанным.
Предлагайте ребенку варианты на выбор. Например: «Дима, ты хочешь яблоко или апельсин?» Тем самым вы вызываете его ответ и учите делать выбор.
Поддерживайте зрительный контакт и обращайтесь к своему ребенку по имени. Если вы способны удержать с ребенком зрительный контакт, вы способны удержать его внимание. Вы ведь хотите, чтобы ваш ребенок спокойно смотрел в глаза другим людям, когда он обращается к ним. Способность спокойно выдерживать зрительный контакт обогащает речь и будет приносить вашему ребенку пользу на протяжении всей жизни. Кроме того, если, начиная диалог, вы будете обращаться к своему ребенку по имени, вы дадите ребенку ценный урок общения — как важно имя. И это научит его обращаться по именам, разговаривая с другими людьми.
Не усердствуйте с исправлением ошибок в речи малыша. Помните, главная цель речи маленького ребенка — донести мысль, а не слово. Большая часть речи ребенка может быть неразборчивой до двухлетнего возраста. Это нормально. Некоторым детям важно некоторое время полепетать и поэкспериментировать со звуками без посторонних попыток исправить их. Такие дети попросту запасаются языковой информацией, чтобы выбросить ее внезапным фонтаном внятных слов и фраз в возрасте примерно двух лет. Если вы чувствуете, что ваш ребенок не справляется с некоторыми словами, приложите особые усилия к тому, чтобы как можно чаще повторять эти слова самим, пользуясь желанием ребенка все имитировать. Исправляйте путем повторения, а не ставьте в тупик замечаниями. Не забывайте, речь — это в первую очередь навык, приносящий радость, а не задача, над которой нужно усердно трудиться. Чем больше удовольствия от общения будет получать ваш ребенок, тем лучше он научится говорить.
За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.
Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам.
К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов.
В его речи, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения (мой, твой, ваш, наш, наречия (тут, там, здесь, появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики!
Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков.
В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку, он интересуется значениями слов («Кто жирафа назвал жирафом, волка—волком, лисицу—лисицей?», пытается создавать новые слова, рифмует их (карам, барам, тарам, сарам, у рам; курок, урок, сурок, арок).
И хотя достижения ребенка в усвоении родного языка значительны, тем не менее речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос, неправильное образование некоторых грамматических форм, например множественного числа существительных (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).
Однако все эти несовершенства, возрастные и в процессе общего и речевого развития, постепенно исчезают. И роль взрослых в этом процессе необычайно велика. Ответы на вопросы малышей, разговоры и занятия с ними, знакомство с новыми явлениями и предметами не только совершенствуют их речь, но и способствуют умственному развитию.
Иногда ребенок знает, как называется предмет, но не может назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяет часть из целого. Гуляя, например, в лесу, объясните ему, из каких частей состоит дерево (ствол, корни, ветки, листья, научите его узнавать наиболее распространенные породы деревьев — березу, липу, тополь, ель, сосну. Во время прогулки по улице помогите разобраться, «как устроен дом», где стены, крыша, окна, двери.
Знания ребенка об окружающих его предметах складываются из знаний их свойств, качеств, способов их применения. То, что для взрослых является очевидным, ребенку надо «открыть», натолкнуть его на «открытие». Не так-то просто понять, например, что стул сделан из дерева, ручка двери — из пластмассы, банка—из стекла, мячик—из резины. Когда ребенок усвоит некоторые качества и свойства предметов, пусть назовет те предметы в комнате, которые сделаны из дерева, пластмассы. В более старшем возрасте он постепенно научится образовывать прилагательные: стул из дерева—деревянный стул, ручка из железа—железная ручка.
С расширением и обогащением словаря ребенка усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Используя более сложные по конструкции предложения, ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении предлогов, в предложных окончаниях. Поэтому обращайте внимание на то, как он согласовывает между собой слова в роде, числе, падеже. Спросите его, какого цвета, величины или формы тот или иной предмет (яблоко большое, стул маленький, шар красный, но шапочка красная, а солнышко желтое, тарелки чистые, но тарелка чистая, круглая). Рассматривая цветные иллюстрации, предложите малышу найти и назвать предметы красного или зеленого цвета. Ребенок находит на рисунках предметы и говорит: «Зеленый шар, зеленая шапочка, зеленая травка» или «Красный флажок, красная шапочка, красное ведро». Окончания ребенок выделяет голосом. Допущенные ошибки обязательно исправьте.
В этом возрасте ребенок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Играя с малышом, можно поупражнять его в правильности согласования имен существительных с разными частями речи, например с глаголами. Скажите: «Сейчас к нам в гости приедут игрушки, а ты скажешь, кто приехал». Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал в гости?» Ребенок должен дать полный ответ: «К нам в гости приехала кукла (кошка, собака)», но «Приехал медвежонок (слон)». Называя количество предметов, ребенок употребляет слова один, много. Если малыш неверно согласовывает существительные с этими словами, то надо поправить его, выделяя голосом существительное, дать образец правильной речи: много стульев (а не стулов).
В речи детей часто наблюдаются такие ошибки, как неправильное употребление падежных окончаний: «Спроси у маме, поехала к папи» и др. Игра «Чего не стало» упражняет ребенка в правильном употреблении падежных окончаний имен существительных родительного падежа единственного числа.
Поиграйте с ребёнком в игру «Чего не стало?». Разложите на столе 3—4 предмета, например, машину, мишку, карандаш. Предложите малышу назвать их и запомнить, что лежит на столе. Попросите ребенка закрыть глаза (или отвернуться, а сами в это время уберите один из предметов. Затем спросите его, чего не хватает. Поставьте перед ребенком чашку, блюдечко и тарелку. Попросите назвать предметы. Затем, убирая их по очереди со стола, предложите назвать, чего не стало.
Научить ребенка правильно употреблять предлоги и слова в нужном падеже можно следующим образом. Возьмите любую игрушку и, помещая ее в разные места, спросите, где кукла (машина, зайка?. Положите куклу на стол (в коробку, под стол, на шкаф, поинтересуйтесь, откуда вы берете куклу (из шкафа, из-под стола, со шкафа, из коробки).
Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, после возвращения малыша с прогулки пусть кто-нибудь из старших спросит: «Кого (или что) ты видел на улице? С кем играл? Какие игрушки были у Миши (у Тани? Что ты лепил из снега?» Добивайтесь, чтобы он давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог кратко описать ее.
Темы для разговора с ребенком могут быть самыми разнообразными — это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники, магазина, парикмахерской, прогулки в парк, лес, поездки за город. Взрослый задает вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.
Учите малыша и самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы:
Взрослый. Что это?
Ребенок. Чашка.
Взрослый. Чашка какого цвета?
Ребенок. Белого.
Взрослый. Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.)
Ребенок. Цветочек.
Взрослый. А это что у чашки? (Показывает на ручку.)
Ребенок. Ручка.
Взрослый. Зачем нужна ручка?
Ребенок. Чтоб держать чашку.
Взрослый. Зачем нужна чашка?
Ребенок. Пить.
Взрослый. Что можно пить из чашки?
Ребенок. Воду, чай, молоко.
Взрослый. Правильно, а еще можно пить из чашки компот, кисель, кофе, какао.
Через некоторое время ребенок с большим интересом сможет рассказать о какой-либо из своих игрушек: кукле, зайке, слоне, машине, мячике.
Положите перед ребенком 3—4 предмета, например, карандаш, книгу, машину, мяч. Пусть малыш выполняет сначала роль продавца, а вы — покупателя. Попросите дать вам предмет, описав его так: длинный, красный, им можно рисовать. Ребенок подает карандаш. Затем роли меняются. Ребенок может попросить у вас предмет, у которого есть колеса, кабина, руль и который можно катать по полу. Дайте ему машину и спросите: «Зачем тебе нужна машина?» (Катать мишку.)
После того как ребенок научится справляться с такими заданиями, их можно усложнить. Так, рассматривая вместе с малышом собачку, отметьте, что собачка пушистая, черная, с длинными ушками. А затем спросите: «Как можно назвать такую собачку?» (Пушок, потому что она «пушистая»; Черныш — «черная»; Ушастик — «ушки растопырены».) Предложите ему самому придумать клички животным. Спросите его, почему он назвал котенка Усатиком.
Приучайте малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга. Например, дайте ребенку две разные игрушечные машины и предложите ему ответить, одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего. Можно сопоставлять и сравнивать предметы, изображенные на рисунках.
На данном возрастном этапе ребенок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, майка—одежда, чашка, блюдце, тарелка — посуда\ кровать, стул, стол—мебель). Чтобы закрепить его знания об этих предметах, предложите ответить на такой вопрос: «Что можно отнести к одежде (к посуде, к мебели?» Усложняя задание, можно предложить ребенку перечислить те предметы одежды, которые носят зимой (летом, или перечислить предметы, относящиеся к столовой (чайной) посуде. Такие задания активизируют словарь ребенка.
С большим интересом малыши подбирают слова к определенным глаголам. Например, вы говорите: «Летит ракета. А что еще может летать?» Ребенок перечисляет: «Самолет, птица, бабочка, муха» и т. д. Дополните ответ малыша и, если необходимо, исправьте ошибки.
Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными ему. Прежде чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал, что изображено на картинке, покажите, как это делается. Учите ребенка выделять сначала главное, потом — второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросите сначала, кто изображен на рисунке, что делают ребята, затем обратите внимание малыша на то, как они одеты. Предложите ему определить время года. Спросите его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая — это бывает зимой; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья — это бывает летом и т. д.).
Чтение художественных произведений значительно расширяет знания ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых. Литературный материал воздействует на эмоциональную сферу ребенка, оказывает огромное влияние на его речевое развитие: побуждает к размышлениям, к разговору о прочитанном, после прочтения сказки, рассказа у него возникают вопросы. Поэтому очень важно уметь правильно подобрать книги для чтения. Для малышей четвертого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания.
Одно и то же художественное произведение можно читать по нескольку раз. Повторное чтение углубляет впечатления ребенка, усиливает эмоциональные переживания, способствует лучшему запоминанию текста. Чтение — это не пассивное восприятие ребенком произведения. Прочитав сказку или рассказ, спросите малыша, о чем говорится в них, что происходит с главными героями. Последовательно отвечая на поставленные вопросы, малыш лучше запомнит содержание сказки.
Учить ребенка пересказывать сказки, рассказы надо начинать с вопросов по содержанию текста (сначала предлагайте пересказывать такие сказки, в которых сюжет раскрывается последовательно, с часто повторяющимися действиями, персонажами). Например, при пересказывании сказки «Репка» задаются примерно такие вопросы: «Что посадил дед? Какая выросла репка? Кто первый тянул репку? Кого позвал дед?» и т. д. Такие вопросы облегчают пересказ текста.
Передавая содержание художественных произведений, ребенок учится точно, полно, последовательно излагать свои мысли.
Нередко дети этого возраста, рассматривая иллюстрации, довольно подробно и точно передают содержание сказки. Так, часто ребёнок предлагает послушать сказку, которую он «прочитает». Пересказывая сказку по картинкам и делая вид, что читает ее, ребёнок может полно, точно и близко к тексту передать содержание. Такие пересказы следует всячески поощрять.
Считалки, потешки, загадки дети легко запоминают. А это, в свою очередь, способствует развитию памяти, расширению активного и пассивного словаря ребенка.