нина халитова
Консультация для родителей «Семья — важнейший институт социализации личности»
▼ Скачать
Консультация для родителей
Одним из приоритетных направлений развития современного общества является формирование нравственно-этических ценностей личности, а это не возможно без конструктивного сотрудничества и взаимодействия внутри семьи. Семья остается важнейшим институтом социализации личности. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, что не может не сказаться на внутрисемейном взаимоотношении, которое, к огромному сожалению, носит не всегда конструктивный характер.
Публикация «Консультация для родителей „Семья — важнейший институт социализации личности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
За первые три года жизни развитие ребенка претерпевает значительные качественные изменения.
После года ребенок становится более активным в своих действиях, способен к самообслуживанию, начинает использовать речь, как средство общения, выполняет элементарные правила поведения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и теми внутренними чертами, которые характеризуют его, как личность, определяют его поступки. Ребенок не просто учится жить, он приспосабливается к жизни в обществе других людей (взрослых и детей). Очень важным психологическим моментом в развитии ребенка является умение общаться с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками.
Последнее время все чаще родители детей 1-3 лет сетуют: «Мой ребенок не умеет общаться с другими детьми». Одни родители сокрушаются, что малыш не стремится к общению со сверстниками, игнорирует их, охотнее играет со взрослыми, другие, говорят о том, что ребенок боится, избегает других детей, а третьи, жалуются, что их чадо обижает других детей: отнимает игрушки, может ударить, толкнуть и т. п. Малыш просто еще не умеет общаться со своими сверстниками.
Подобные ситуации участились в результате изменения уклада жизни: современные родители стремятся поскорее выйти на работу, поручая бабушке или няне заботу о малыше, другие мамы, наоборот, находясь в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, большую часть времени пребывают дома, ограничивают малыша общением только с близкими людьми. У ребенка нет опыт общения, совместной игры с другими детьми или он слишком мал. А некоторые активные, эмоциональные, общительные мамы неосознанно не дают ребенку возможность полностью раскрыть свой потенциал в общении с другим ребенком. Нежелание малыша вступать в контакт со сверстником, боязнь другого ребенка наиболее ярко проявляется в момент поступления в детский сад. В новых условиях малыш «теряется», становится робким, застенчивым, плаксивым или, наоборот, расторможенным, непослушным, импульсивным.
С рождения ребенок привык видеть рядом взрослого человека, который ухаживал, заботился о нём, в общем, делал всё, чтобы малышу было хорошо, комфортно, уютно. Родители и другие близкие люди подстраивались под его желания, удовлетворяли потребности, выполняли требования. И ребенку такое взаимодействие понятно и удобно. Взрослый человек или ребенок постарше, у которых сформированы навыки произвольной саморегуляции, готовы уступать малышу.
А вот маленький ребенок умеет ли уступать, считаться с желаниями другого? Малыш, в первую очередь не может регулировать своё поведения, он действует под влиянием своих эмоций, желаний, потребностей. А в силу своего эгоцентризма, не в состоянии встать на позицию другого человека, понять его желания и потребности.
Поэтому часто мы наблюдаем желание детей обладать одной и той же игрушкой, драки из-за неё. Никто не хочет уступить. Один ребенок выберет тактику силового превосходства, другой ребенок, предпочтет отойти в сторону, третий, будет добиваться своей цели обходными путями: это могут быть слезы, упрашивание, крик и другое.
Малыш раннего возраста активно познает окружающую действительность. Он видит предметы и объекты, появляется желание их потрогать, подействовать с ними, поиграть. Примерно то же самое происходит, когда ребенок сталкивается со сверстником. Для малыша другой малыш такой же объект и он действует с ним так же, как и с предметами. Поэтому мы наблюдаем желание ребенка потрогать другого, погладить, схватить, ущипнуть, потащить, а иногда оттолкнуть, стукнуть, укусить.
Возможно, малышу раннего возраста интереснее и проще общаться со старшими. Малыш наблюдает за действиями старших, подражает им, узнает новое, учится. Но немало важно, чтобы он научился общению и со своими сверстниками. Расширяются границы общения, ребенок входит в мир социальных отношений, активно идет становление его личности, формируются такие личностные качества, как доброжелательность, уважение, отзывчивость, общительность, взаимопомощь, умение сопереживать, сочувствовать и другие.
Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка взаимодействовать со сверстником. В первую очередь, дать возможность изучить сверстника, стимулируя интерес и желание общаться. Во-вторых, объяснить и показать способы бесконфликтного, доброжелательного поведения (например, не отнять, а попросить, не толкнуть, а пропустить и т. п.). В-третьих, дать положительный пример для подражания. Хотя это, наверное, самое важное. Ведь каждый ребенок стремится подражать, копировать поведение своих родителей. Если в семье мама и папа придерживаются спокойной манеры общения, доброжелательно относятся друг к другу, оказывают взаимопомощь и поддержку, то малыш перенимает и демонстрирует подобный стиль поведения и общения.
Если в семье наблюдаются частые ссоры, крик, оскорбления, то и у малыша отмечаются негативные реакции: агрессия, упрямство, негативизм, протест, истерики, а в общении со сверстниками он использует конфликтные формы поведения.
Уважаемые родители, помните, от того, какой опыт взаимодействия ребенок приобретёт в детстве, будет зависеть успешность его социальных взаимодействий в будущем. Нам хочется жить в обществе любви, уважения, терпимости.
Конфликты в семейной жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из сложных конфликтных ситуаций, умело решая их. Конфликты можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения, а так же в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит больше узнать о самом себе, о вовлеченных в конфликт членах семьи или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и ладить со своими детьми, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно.
Любите своих родителей! Любите своих детей!