МААМ-картинки

Консультация для родителей «Семья — важнейший институт социализации личности»

нина халитова
Консультация для родителей «Семья — важнейший институт социализации личности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является формирование нравственно-этических ценностей личности, а это не возможно без конструктивного сотрудничества и взаимодействия внутри семьи. Семья остается важнейшим институтом социализации личности. Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, что не может не сказаться на внутрисемейном взаимоотношении, которое, к огромному сожалению, носит не всегда конструктивный характер.

Публикация «Консультация для родителей „Семья — важнейший институт социализации личности“» размещена в разделах

За первые три года жизни развитие ребенка претерпевает значительные качественные изменения.

После года ребенок становится более активным в своих действиях, способен к самообслуживанию, начинает использовать речь, как средство общения, выполняет элементарные правила поведения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и теми внутренними чертами, которые характеризуют его, как личность, определяют его поступки. Ребенок не просто учится жить, он приспосабливается к жизни в обществе других людей (взрослых и детей). Очень важным психологическим моментом в развитии ребенка является умение общаться с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками.

Последнее время все чаще родители детей 1-3 лет сетуют: «Мой ребенок не умеет общаться с другими детьми». Одни родители сокрушаются, что малыш не стремится к общению со сверстниками, игнорирует их, охотнее играет со взрослыми, другие, говорят о том, что ребенок боится, избегает других детей, а третьи, жалуются, что их чадо обижает других детей: отнимает игрушки, может ударить, толкнуть и т. п. Малыш просто еще не умеет общаться со своими сверстниками.

Подобные ситуации участились в результате изменения уклада жизни: современные родители стремятся поскорее выйти на работу, поручая бабушке или няне заботу о малыше, другие мамы, наоборот, находясь в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, большую часть времени пребывают дома, ограничивают малыша общением только с близкими людьми. У ребенка нет опыт общения, совместной игры с другими детьми или он слишком мал. А некоторые активные, эмоциональные, общительные мамы неосознанно не дают ребенку возможность полностью раскрыть свой потенциал в общении с другим ребенком. Нежелание малыша вступать в контакт со сверстником, боязнь другого ребенка наиболее ярко проявляется в момент поступления в детский сад. В новых условиях малыш «теряется», становится робким, застенчивым, плаксивым или, наоборот, расторможенным, непослушным, импульсивным.

С рождения ребенок привык видеть рядом взрослого человека, который ухаживал, заботился о нём, в общем, делал всё, чтобы малышу было хорошо, комфортно, уютно. Родители и другие близкие люди подстраивались под его желания, удовлетворяли потребности, выполняли требования. И ребенку такое взаимодействие понятно и удобно. Взрослый человек или ребенок постарше, у которых сформированы навыки произвольной саморегуляции, готовы уступать малышу.

А вот маленький ребенок умеет ли уступать, считаться с желаниями другого? Малыш, в первую очередь не может регулировать своё поведения, он действует под влиянием своих эмоций, желаний, потребностей. А в силу своего эгоцентризма, не в состоянии встать на позицию другого человека, понять его желания и потребности.

Поэтому часто мы наблюдаем желание детей обладать одной и той же игрушкой, драки из-за неё. Никто не хочет уступить. Один ребенок выберет тактику силового превосходства, другой ребенок, предпочтет отойти в сторону, третий, будет добиваться своей цели обходными путями: это могут быть слезы, упрашивание, крик и другое.

Малыш раннего возраста активно познает окружающую действительность. Он видит предметы и объекты, появляется желание их потрогать, подействовать с ними, поиграть. Примерно то же самое происходит, когда ребенок сталкивается со сверстником. Для малыша другой малыш такой же объект и он действует с ним так же, как и с предметами. Поэтому мы наблюдаем желание ребенка потрогать другого, погладить, схватить, ущипнуть, потащить, а иногда оттолкнуть, стукнуть, укусить.

Возможно, малышу раннего возраста интереснее и проще общаться со старшими. Малыш наблюдает за действиями старших, подражает им, узнает новое, учится. Но немало важно, чтобы он научился общению и со своими сверстниками. Расширяются границы общения, ребенок входит в мир социальных отношений, активно идет становление его личности, формируются такие личностные качества, как доброжелательность, уважение, отзывчивость, общительность, взаимопомощь, умение сопереживать, сочувствовать и другие.

Задача родителей состоит в том, чтобы научить ребенка взаимодействовать со сверстником. В первую очередь, дать возможность изучить сверстника, стимулируя интерес и желание общаться. Во-вторых, объяснить и показать способы бесконфликтного, доброжелательного поведения (например, не отнять, а попросить, не толкнуть, а пропустить и т. п.). В-третьих, дать положительный пример для подражания. Хотя это, наверное, самое важное. Ведь каждый ребенок стремится подражать, копировать поведение своих родителей. Если в семье мама и папа придерживаются спокойной манеры общения, доброжелательно относятся друг к другу, оказывают взаимопомощь и поддержку, то малыш перенимает и демонстрирует подобный стиль поведения и общения.

Если в семье наблюдаются частые ссоры, крик, оскорбления, то и у малыша отмечаются негативные реакции: агрессия, упрямство, негативизм, протест, истерики, а в общении со сверстниками он использует конфликтные формы поведения.

Уважаемые родители, помните, от того, какой опыт взаимодействия ребенок приобретёт в детстве, будет зависеть успешность его социальных взаимодействий в будущем. Нам хочется жить в обществе любви, уважения, терпимости.

Конфликты в семейной жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из сложных конфликтных ситуаций, умело решая их. Конфликты можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения, а так же в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит больше узнать о самом себе, о вовлеченных в конфликт членах семьи или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и ладить со своими детьми, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно.

Любите своих родителей! Любите своих детей!

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Практика благодарности как основа формирования позитивной социализации личностиПрактика благодарности как основа формирования позитивной социализации личности Благодарность, что это?Благодарность определяется как сильное чувство признательности к кому-то или чему-то. И это социальное отражение.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Семья — важнейший институт социализации личности»
Опубликовано: 10 января 2024 в 14:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Семья — важнейший институт социализации личности»» (включая файлы) размещена пользователем нина халитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД