Жанна Арутюнова
Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, Уважаемые родители!
Сегодня я хотела бы поговорить о роли семьи в речевом развитии детей.
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств – понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Речь не передается по наследству, малыши перенимают опыт речевого общения у окружающих (прежде всего родителей). Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал правильную, грамотную речь.
Публикация «Консультация для родителей „Роль семьи в речевом развитии у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и педагоги могут и должны решать ежедневно. Семья – основная среда развития речи у детей. Ведь то, как говорят взрослые, малыш запоминает и впитывает как губка. Однако, в последние года роль семьи в жизни ребёнка ослабляется, тем самым первопричиной ослабления речи у детей становятся их родители, которые уделяют мало времени общению с подрастающим поколением, так как современный темп жизни не позволяет много времени уделять общению со своими детьми. Речь – процесс многосторонний. Он включает в себя звуковую функцию. Это умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, умение чувствовать ритм, интонацию. Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого ничего специально не нужно организовывать. Надо лишь настроиться на ежедневную работу. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение», без диалога малополезно. Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Развитие моторики на прямую связано с речью. А если в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой - игра с союзом «А» - «Сравни два яблока» (первое яблоко жёлтое, А второе - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; у первого коричневые семечки, А у второго - белые и т. д.) Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке. В это время вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?». Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Сюжетно-ролевые игры с другими детьми или членами семьи «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. Рассказывайте своему ребенку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).
ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. И обязательно слушайте ребенка, о чем он вам рассказывает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка. Итак, мы развиваем словарь детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью. Таким образом, можно сделать вывод, что родители имеют большое влияние на развитие речи ребёнка, поэтому должны со всей ответственностью относиться к данному процессу. И самое важное нужно запомнить, что родители должны следить за своей речью. Используя методы и игры, приведённые в данной статье, а также уделяя внимание своим детям, взрослые смогут завоевать доверие, уважение и любовь своего чада, которому станет интересно общаться с близкими. И помните: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное успешным.