Чикалова Ольга
Консультация для родителей «Развитие речи в ранний период от 0 до 4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Чикалова Ольга Ивановна
Как же помочь своему малышу в ранний период (0-3 года) заговорить естественным путём и без каких-либо проблем? Первым делом, надо запомнить, что основной способ восприятия информации у детей в первые годы жизни – сенсорный. А это значит, что малышу надо давать как можно больше информации об окружающем мире посредством любых сенсорных ощущений и стимулов. Каналы восприятия: слух, зрение, вкус, осязание и обоняние.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи в ранний период от 0 до 4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Слух. Прямо с рождения давайте малышу слушать звуки природы (дождь, океан, пение птиц и т. д.). Ставьте музыку не только классическую, как это сейчас модно, любую, которая вызывает у вас положительные эмоции, разве что, от тяжёлого рока воздержитесь. Пойте сами песенки. Как можно больше разговаривайте с малышом. Сопровождайте свои действия короткими стишками и потешками.
Например, купая малыша:
«Водичка, водичка, умой наше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.»
Каждый день читайте книжки, начиная уже с 3-4-х месячного возраста. Ставьте аудиосказки.
Зрение. В первые месяцы дети лучше фокусируют взгляд на чёрно-белых изображениях. Развести радом с пеленальным столиком, на стене у кроватки чёрно-белые картинки, время от времени меняйте их. Подвести над кроваткой (или в другом месте игры малыша) мобили и подвесные игрушки. Позже, когда малыш начнёт ползать и ходить, наклейте на стены или мебель на уровне глаз ребёнка красивые картинки (животные, мультяшные персонажи, репродукции картин и т. д.). Бывая на улице с ребёнком давайте ему как следует рассмотреть окружающий мир (деревья, цветы, дома, машины и т. д.). Бывайте с ребёнком в новых для него местах, где он может увидеть что-то интересное для себя. Визуальные впечатления очень важны, поэтому так часто после путешествий можно заметить скачок в развитии у детей.
Вкус. Знакомя ребёнка с новыми вкусами всегда описывайте свойства нового продукта, проговаривайте их. Например, это яблоко. Посмотри, оно круглое, зелёное и ароматное. А на вкус оно сочное, сладкое, с кислинкой. Деткам постарше предлагайте попробовать самим описать, на что похож вкус продукта, который они пробуют впервые. С детьми от 3-х лет можно поиграть в игру: завязать или попросить закрыть глазки и давать ребёнку попробовать продукты (знакомые ему, а он должен назвать, что это. Если ребёнок практически не говорит, взрослый может задавать вопросы, на которые требуется только ответ «да» или «нет».
Осязание. Для новорожденного крайне важен тактильный контакт с мамой. Носите на руках, обнимайте, целуйте, поглаживайте, делайте массаж. Впрочем, это всё можно отнести к подросшим деткам, разве что за исключением ношения на руках. Делайте пальчиковую гимнастику. Вкладывайте в ручки ребёнка предметы разных форм и текстур, проговаривая их свойства. Например, это мячик, он гладкий и упругий. А это деревянная палочка, она шероховатая и тёплая. Это металлическая ложка, она твёрдая, гладкая и холодная и т. д.
Трогайте с ребёнком воду, определяя холодная она или тёплая. Невероятно полезны «грязные игры». С пальчиковыми красками, пластилином, песком, крупами и т. д. Если вас пугает уборка после таких игр, можно постелить в ванну коврик и посадить малыша туда, тогда после игры вам нужно будет просто ополоснуть ванну душем.
Обоняние. Запахи играют огромную роль в восприятии нами мира. Ведь так часто, что мы с самого раннего детства помним запахи, которые связаны с чем-то сокровенным. Запах маминых духов, бабушкиного пирога, прелых листьев в парке… Обращайте внимание ребёнка на запахи вокруг него. Когда он ест фрукты, гуляет осенью по лесу, ощущает запах скошенной травы, цветов и т. д.
Сейчас есть замечательные игры лото запахов, где малышу надо угадать, чем пахнет баночка и найти ей пару с таким же запахом.
Крупная моторика. К крупной моторике относятся движения руками и ногами, корпусом тела. С самого рождения очень важно мотивировать ребёнка активно двигаться. Если вы пеленаете кроху, давайте хотя бы пару часов в день ему «свободы», чтобы он мог подвигать ручками и ножками. Позже с помощью игрушек стимулируйте ребёнка к ползанию. Делайте гимнастику с грудничком (хороши занятия с фитболом, а позже, с подросшим ребёнком зарядку.
Мелкая моторика. К мелкой моторике относятся тонкие движения кистей и пальцев рук. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук, в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит и мышления. Её развитию способствует : массаж пальчиков, пальчиковые игры, игры на пересыпание и переливание (переливать воду из кувшинчика в кувшинчик, пересыпать крупу ложкой из одной мисочки в другую и т. д.). Творческие игры (лепка, рисование, аппликация, вырезание, раскрашивание). Графические игры (штриховка, узоры). Пусть ваши детки говорят легко и активно.