Миллер Лилия Владимировна
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена теме: «Развитие мелкой моторики рук в игровой деятельности». Мы рассмотрим эту проблему по следующим вопросам: почему важно развитие мелкой моторики у детей, какие способы и средства развития моторики существуют в современной педагогике и психологии? Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений. Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики рук в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Средства развития мелкой моторики : пластилин, природные материалы, бумага, крупа, бусы, пуговицы, нитки, тесьма, верёвки, шнурки, ткани, куклы, песок, вода, карандаши, счётные палочки. Исследователи отмечают ценность игры, её условность, а также указывают на её значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
«Игры с пластилином»
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Действия с помощью пластилина:
• Мнем и отщипываем
• Надавливаем и размазываем
• Скатываем шарики, раскатываем колбаски
• Режем на кусочки
• Лепим картинки
• Готовим обед
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
«Игры с бумагой»
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
«Игры со счётными палочками»
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.
Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку. Как один из вариантов игры с конструктором и мозаикой.
«Игры с пуговицами»
Развитие тактильных ощущений возможно с помощью игры с пуговицами.
Пуговичный массаж:
• Заполните просторную коробку пуговицами.
• Опустите руки в коробку;
• Поводите ладонями по поверхности;
• Перетирайте пуговицы между ладонями;
• Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
• Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
«Игры с крупой и бусами»
«Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки
«Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п.
«Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, также как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т. п.
«Игры с крупами»
Очень простые на мой взгляд действия, но очень полезные для развития мелкой моторики.
• Прячем ручки;
• Пересыпаем крупу;
• Дождь, град;
• Покормим птичек;
• Разложи по тарелочкам;
• Вкусная кашка;
• Найди игрушку
• Игра «Хозяюшка»
• «Отгадай, что в мешочке»
• «Бассейн» из гороха и фасоли
«Игры с природными материалами»
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек, листьев и веточек, шишек и желудей можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
«Играя – рисуем»
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и на песке, на запотевшем окне или на асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги или другими материалами под рукой.
«Игры с песком»
Рассмотрим некоторые из них. Например: - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
- Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
- Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.
- Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
«Игры на кухне»
И на кухне найдется дело, полезное для развития пальчиков. Попросите ребенка помочь приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией. Попросите перебрать крупу или помыть картофель, морковь или яблоко. Из яблока или картофилины сделать вместе смешную рожицу или причудливого человечека.
«Игры с водой»
Например: - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз.
- Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой.
- Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.
«Игры с верёвочкой»
Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов. Например, в книге С. Афонькина «Игры с верёвочкой» вы найдёте много интересных игр и сказок.
Фокусы: «Паук и муха», «Ловкая ящерица», «Останься с носом!» и др.
Сказки: «День рождения мышки», «Паровозик», «Домик пекаря».
Игры в одиночку: «Чашка кофе», «Куриная лапка», «Гроздь бананов».
Игры вдвоем: «Поймайте мышку!», «Столик на двоих», «Колыбель для кошки».
«Игры со шнуровкой и куклами»
Для развития мелкой моторики используются также шнуровка и игры с куклами, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки, народные куклы.
«Игры - массаж кистей и пальцев рук»
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
• массаж тыльной стороны кистей рук
• массаж ладони
• массаж пальцев рук
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди. Также полезны упражнения с массажё рами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.
«Игры - упражнения с мячами (шарами)»
1. учиться захватывать мяч (шарик) всей кистью и отпускать его;
2. катать мяч (шарик) по часовой стрелке;
3. держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Пальчиковая гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений не только на занятиях, но и в домашних условиях принесут пользу и вызовет у ребёнка оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук.
2 группа. Упражнения условно статические.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические.
С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и многие другие. Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем и даёт человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у разных народов.
Сделаем вывод: развитие мелкой моторики и тактильно -двигательного восприятия у детей позволяет детям:
• овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
• лучше адаптироваться в практической жизни;
• научиться понимать многие явления окружающего мира.
- Надеюсь, что наша беседа была для вас очень полезна. Спасибо за внимание! До новых встреч!