Ирина Непокрытова
Консультация для родителей «Подготовка детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему :
«Подготовка детей к школе»
Подготовка детей к школе – очень актуальная проблема для родителей.
Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника.
Публикация «Консультация для родителей „Подготовка детей к школе“» размещена в разделах
Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, уметь организовывать свою деятельность.
Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т. е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Специалисты выделяют 4 критерия готовности к школе :
1. физический
2. нравственный
3. психологический
4. мыслительный
Физическая готовность:
К физической готовности относятся общее физическое развитие, состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев, состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности).
Самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.
Итак, в первую очередь надо позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.
Нравственная готовность:
Для успешного обучения в школе ребенок должен :
- проявлять самостоятельность, организованность, вежливость, сдержанность, дисциплинированность.
- уметь строить отношения со взрослым человеком, общаться со сверстниками.
- не занижать свою самооценку.
Если же эти нравственно-волевые качества не сформированы у ребенка, то он может лениться, быть не уверен в своих силах, быть эгоистичным, что, безусловно, не может являться условием успешного обучения.
Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей, надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность:
1. Это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
2. Это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
4. Это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Мыслительная готовность:
1. Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
2. Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, делать выводы из прочитанного, увиденного, услышанного, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
3. Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
В соответствии с программой подготовительной группы детского сада ребенок в конце учебного года должен:
- Знать свое имя, фамилию, адрес, имена членов семьи, место их работы.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Знать цифры от 0 до 10.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10 и обратный счет от 10 до 0.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
- Уметь увеличивать и уменьшать группу предметов на заданное количество, уметь уравнивать множество предметов.
- Уметь сравнивать группы предметов (больше, меньше, равно).
- Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
- Уметь находить в группе предметов «лишний» (например, из группы «одежда» убрать цветок).
- Уметь пересказывать текст из 4-5 предложений.
- Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
- Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
- Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
- Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
Советы родителям :
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Тренировать руку дошкольника можно с помощью вырезания, лепки, рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца.
Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего.
Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
Подготовка к школе должна быть разносторонней. Занятия по подготовке к школе должны включать задания, упражнения, игры на развитие физических и интеллектуальных способностей, эмоционально – волевых качеств и социально – психологической компетентности. Заострение внимания только на чем-то одном, не даст должного результата.