валентина челоненко
Консультация для родителей «Основные проблемы развития речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Наверное, каждая мама знает, когда у ребенка должны вырасти зубки, когда малыш должен сидеть, а когда сделать первые шаги. А вот когда он должен правильно произносить звуки, к сожалению, задумываются не все и часто спохватываются лишь перед тем, как приходит время оформлять ребенка в школу или в детский сад в лучшем случае.
У детей в возрасте до трех лет существует возрастное косноязычие, когда они неточно воспроизводят звуки. Конечно, родители понимают речь любимого чада с самого младенчества, но крайне важно, чтобы в определенном возрасте произносились определенные звуки:
Публикация «Консультация для родителей „Основные проблемы развития речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
1-2 года - звуки: А, У, О, И, П, Б, М
• 2, 5 года - звуки: Г, К, X, Й, Ы, Г, К, X
• З года - звуки: Ф, С, 3, Т, Д, Н, Ц
• 4 года - звуки: Ж, Ш, Ч, Щ
• 5 лет - звуки: Л, Р
Если это не происходит до пяти лет, проблему решить гораздо сложнее и вмешательства специалиста не избежать.
Среди основных нарушений речи выделяют :
- дислалия - нарушение произношения отдельных звуков (картавый «р», замена «р» на «л» или «ш» на «с»; тогда и получается вместо «рыба» - «лыба», вместо «шишки» - «сыски» и т. п.);
- фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка;
- общее недоразвитие речи - когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика;
- бедный словарный запас;
- отсутствие связкой речи;
- заикание.
Основные рекомендации родителям :
Ни в коем случае не подражайте неправильному произношению ребенка, не «сюсюкайте». Дети вполне способны воспринимать правильную литературную речь. Даже с самым маленьким ребенком говорите красиво и грамотно.
Помимо произношения звуков обратите внимание на общую структуру речи. Послушайте, как ребенок выражает свои мысли, правильно ли строит предложения, согласовывает ли слова в роде, числе, падеже, правильно ли использует предлоги и союзы. У пятилетнего ребенка уже не должно быть аграмматизмов.
Если ребенок говорит слишком громко или, наоборот, у него тихий голос - обратитесь к отоларингологу, т. к. ребенок может оказаться слабослышащим или иметь проблемы с голосовым аппаратом.
Просматривайте видео- и прослушивайте аудиоматериалы, которыми увлекается ваш малыш, ведь ребенок будет произносить то, что слышит. Обратите внимание: качественно ли проведен дубляж, внятно ли и четко слышно каждое слово; нет ли наслоения перевода иностранной продукции на текст оригинала.
Если вы хотите, чтобы ребенок занялся изучением второго или третьего иностранного языка, обязательно посоветуйтесь с логопедом и невропатологом. Узнайте, способна ли нервная система вашего ребенка воспринимать такую нагрузку. Начинать изучение первого иностранного языка рекомендуется не раньше 4-х лет.
Помните, что любые нарушения в произношении звуков, не соответствующие нормам возраста, рассматриваются как дефекты речи, исправлять которые бывает очень трудно.
И главное: родители, не забывайте, что ваша речь - образец для подражания.
Используемая литература:
1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. 2. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи : 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 3. Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор: Т. А. Ткаченко. 4. Программа логопедической работы в дошкольном учреждении. Авторы: Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева, Л. Б. Баряева. 5. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4 до 7 лет). Автор: Н. В. Нищева. 6. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (практическое пособие). Часть1 (первый год обучения, старшая группа). Часть 2 (второй год обучения, подготовительная к школе группа). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 7. Программно – методические материалы для логопедических занятий. Автор: Л. М. Козырёва. 8. Программа работы с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Автор: Н. В. Смирнова. 9. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Автор: Т. В. Туманова. 10. Речедвигательная ритмика. Составители: А. Я. Мухина, Н. Ю. Михайлова.