Починская Евгения
Консультация для родителей «Когда нужна помощь логопеда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Какой образ у вас всплывает, когда вы слышите слово «логопед»? Наверняка высовывание языка перед зеркалом и многократное повторение скороговорок.
На самом деле случаи, когда стоит обратиться за консультацией к логопеду, совсем не ограничивается постановкой звука [Р].
Нарушенное звукопроизношение – наиболее частая причина обращения к специалисту.
Это касается как детей, так и взрослых. Последние сами понимают, что им необходимо исправить какой-то дефект, к ребёнку должны прислушиваться родители.
Публикация «Консультация для родителей „Когда нужна помощь логопеда?“» размещена в разделах
Если вы понимаете, что часть звуков малыш либо совсем не произносит, либо произносит неверно, то лучше сходить к логопеду. Грамотный специалист в этой области проведёт комплексную диагностику: выявит не только нарушенные звуки, но и причину этих нарушений. Это могут быть особенности строения артикуляционного аппарата (например, ослабленные мышцы языка или, наоборот, повышенный тонус мышц, физиологического и речевого дыхания и даже состояния общей и мелкой моторики.
Кроме того, специалист обязан проверить речевой слух ребёнка: бывает, он попросту не различает в потоке речи некоторые звуки. А если дошкольник, к примеру, не дифференцирует на слух звуки [С] и [Ш], то даже после постановки звука [Ш] ему будет трудно использовать верный звук.
К сожалению, растёт число тех детей, которые практически не разговаривают (или делают это крайне бедно) в 2, в 3 и даже в 5 лет.
А многочисленные родственники, воспитатели и, что самое грустное, врачи «успокаивают» родителей тем, что «пойдёт в детский сад – разговорится», «мой внук (сын, племянник – вариаций много) до 4 лет молчал, а потом рот не закрыть» и тому подобное.
Но такие доброжелатели забывают, что во времена детства их детей и внуков были другая экология и другие продукты питания, был настоящий институт здоровых дворовых игр, который развивал их естественным путём.
Никогда нельзя сравнивать своих детей с другими! Причин «неговорения» очень много: осложнения во время беременности и родов, тяжёлые болезни на первом году жизни малыша, речевое окружение, общее физическое состояние… А речевая функция – самая ранимая. Фактор, который не повлиял на речевое развитие одного ребёнка, может служить причиной не одного года коррекционных логопедических занятий у другого.
Поэтому, если у вас есть сомнения по поводу развития речи ребёнка, обратитесь к специалисту. Он даст рекомендации по стимуляции речи, направит к необходимым специалистам (чаще всего это невролог, отоларинголог, массажист, специалист по ЛФК). При необходимости в системных занятиях предложит свои услуги либо порекомендует коллегу.
Бывает, что ребёнок в возрасте 4-7 лет владеет речью, но делает это не очень качественно.
Сравниваем, разумеется, не с речью взрослых, а с понятием «возрастной нормы».
Могут быть нарушены: произношение звуков, речевой слух, слоговая структура слова (к примеру, ребёнок говорит не «сковорода», а «скода», не «лимон» а «лимонт», грамматический строй речи (это широкий пласт: например, неверно употребляет окончания существительных и глаголов, про маму он говорит «он пришёл», про собак «он бежит» и тому подобное, словарный запас (неспособность к обобщениям, непонимание значения слов).
Бывает нарушены все компоненты речи, бывает что-то одно. Но от этого «одного» не всегда легче: если нарушен грамматический строй речи, формировать его всегда долго и сложно.
Если у ребёнка наблюдаются особенности эмоциональной и психической сферы, то этому часть сопутствуют нарушения речи.
Поэтому, когда у ребёнка наблюдается сниженная память и внимание, гиперактивность, расстройства аутического спектра, задержка психического развития, то учитель-логопед, умеющий работать с непростыми детками, нужен обязательно.
Ребёнок учится в начальной школе и постоянно получает двойки и тройки.
Вместо буквы Д в тетрадке появляется Т, вместо К – Г. Может пропускать буквы и слоги, зеркально писать некоторые буквы, неправильно писать окончания слов. И вроде бы ходил до школы на разные «развивалки», «подготовишки» и прочее. И вроде бы начало первого класса (а иногда и весь первый класс) пролетело на одном дыхании. А потом началось…
Многие родители недоумевают: он ведь знал все буквы с трёх лет, выводил их в прописях по двадцать раз на дню. Что произошло?
А ответ прост: буквы до школы вызубрил, может, и читать научился, но многие речевые навыки до школы у ребёнка так и не сформировались.
Если это 1 класс, то появляются признаки дисграфии (частичное расстройство процесса письма). Если ошибки остаются во 2 и последующих классах, то мы говорим уже о появлении дисграфии. Её легче предупредить, чем исправить.
Поэтому, дорогие родители, не поленитесь показать ребёнка учителю-логопеду хотя бы в 6 лет, даже если никаких видимых проблем вы не замечаете. Пусть специалист подробно обследует его речевой слух, состояние грамматического и лексического строя, связную речь.
Когда ребёнку трудно даётся чтение – это также нередко причина показать его логопеду. Но не следует путать пятилетку, которому по возрасту ещё и»не обязательно читать» (а обязательно играть, и ученика школы. Дислексия (нарушение чтения) чаще всего идёт рука об руку с дисграфией, хотя бывают разные случаи.
Заикание – также серьёзная причина для обращения к логопеду.
Чем раньше вы начнёте работу, тем больше вероятность, что этот недуг не будет отравлять жизнь вашего ребёнка во взрослом возрасте.
Бывают предвестники заикания: дыхание стало прерывистым, ребёнок резко забирает воздух ртом, когда хочет что-то сказать, темп речи резко убыстрился, есть такое ощущение, что слова не поспевают за мыслью.
Заметили что-то подобное (или же в семье есть заикающиеся) – идите к логопеду. Стоит отметить, что не все логопеды работают с заикающимися. Ищите того, кто владеет специальной техникой по избавлению от запинок или может провести грамотную консультацию (порекомендует, что делать в домашней среде для помощи ребёнку).
О темпе речи
Если вы замечаете, что малыш «тараторит» или, наоборот, слишком растягивает слова, - покажите его учителю-логопеду.
Нередко проблема темпа (скорость произношения) связана с особенностями речи окружающих взрослых. Есть случаи, когда требуются занятия не только с ребёнком, но и с его родителями.
Логопеды восстанавливают речь и после инсульта.
Как ни больно об этом говорить, но сейчас инсульты «помолодели» и встречаются даже в детском возрасте. Если с родственником случилась беда в результате инсульта пострадала речь, необходимо как можно раньше найти в вашем городе логопеда, который может помочь. Чем раньше начнётся работа, тем больше шансов на хороший результат.
Случаи, которые перечислены в статье, - далеко не все, когда может помочь логопед.
Учителя-логопеды занимаются развитием мелкой моторики, дают рекомендации по физическому развитию, нейропсихологической коррекции (если дополнительно учились или занимались саморазвитием).
Призываю сводить ребёнка к логопеду, когда есть какие-либо тревоги, да и просто «на всякий случай». Ведь гораздо легче проблему предупредить, чем устранять!