олеся булкина
Консультация для родителей на родительском собрании «Развитие мелкой моторики средствами игр из подручного материала»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики средствами игр из подручного материала»
Цель: вызвать у родителей интерес к применению разнообразных приемов, способствующих развитию мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика»;
Публикация «Консультация для родителей на родительском собрании „Развитие мелкой моторики средствами игр из подручного материала“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Поделки из бросового материала
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Разъяснить важность развития мелкой моторики для развития речи;
3. Познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
4. Создать условия для сотрудничества родителей и детей, их эмоционального и психологического сближения.
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о мелкой моторике.
Тонкая (мелкая) моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы.
Навыки тонкой моторики :
способствуют развитию речи и мышления ребенка;
помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет;
позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее;
способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
И как сказал заслуженный учитель и детский писатель Василий Александрович Сухомлинский «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
Известно, что за последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.
Это можно обьяснить несколькими причинами перечислю основные:
-взрослые меньше говорят с детьми.
- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.).
- дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, и не все они эффективны для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
- еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
У наших детей практически у всех имеются проблемы речевого развития.
В коррекционно-развивающей работе с детьми мы используем различные упражнения и игры для развития мелкой моторики.
Сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем» и сначала сделаем массаж для рук. И для этого нам понадобятся шишки.
1.«Шишка»
Шишкой я круги катаю,
Взад вперед ее гоняю.
Ей поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.
2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).
Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.
3. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.
Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.
4. Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
• игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
Игры из подручного материала :
Игра 1 «Золушка»
Инструкция: разложить фасоль из одной емкости в две одновременно двумя руками (развитие мелкой моторики и межполушарных связей)
Фасоль и ракушки (или белая и красная фасоль) Сортируем в две тарелочки.
Игра 3 «Поиски клада».
Ёмкость с фасолью и мелкими игрушками.
Емкость с манной крупой и цифрами.
Игра 5. «Забавные рисунки». Емкость с манной крупой
Игра 6. «Листочки»
Игра 7. «Разноцветные крышки».Составь узор
Игра 8. «Шнуровка»
Подведение итогов.
И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.
Так что уважаемые родители в «Игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем!»