Наталья Александровна Яхнович
Консультация для родителей «Математика должна быть веселой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Математика должна быть веселой»
Проблема: Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению счету, чтению, письму, между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычки думать, стремление узнать что-то новое. Простое, а порой и скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. Как же быть?
Публикация «Консультация для родителей „Математика должна быть веселой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Решение проблемы: Не случайно в русской математической литературе всегда уделялось большое внимание занимательным занятиям, так как справедливо считалось, что элемент занимательности облегчает процесс обучения. И не только облегчает, но и развивает интерес к этой науке, желание познать её глубже. Тем более математика для детей должна быть весёлой и занимательной. С другой стороны, элементарные математические представления должны не только дать знания и умения, о и на их основе развить мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Как же всего этого достичь?
Обратимся к великому русскому педагогу К. Д. Ушинскому, который утверждал, что у хорошего учителя урок арифметики- это хороший урок домашней экономики или семейного хозяйства. Из этого следует, математику лучше преподносили в игровом плане или на житейском материале. Некоторые принципы из такого обучения мы и предложим детям.
Так знакомить с цифрами детей лучше используя стихи о них. При этом с помощью пантомимы еще можно и показать. На что похожа цифра, к примеру
цифра - 1
Вот один. Иль единица
Очень тонкая,как спица.
Или цифра – 4
За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря.
Дети с большим удовольствием будут читать стихи, а заодно цифры показывать с помощью телодвижения.
Поскольку ряд цифр похожи между собой. Поэтому закреплять их нужно парами(2 и 5, 4 и 7, 3 и 8, 6 и 9) Так легче вы покажите, что цифра 3 обозначает три конфетки, а похожая цифра 8 ,гораздо больше конфет. Очень хорошо использовать элемент загадочности и нахождения всех цифр.
Крайне важно преподнести в интересной форме следующую закономерность: число не зависит ни от расположения, ни от направления счёта. Еще в своё время, известный швейцарский психолог Плаже отмечал, что дети, воспринимая множества, ориентируются зрительно на объём. Он приводил такой пример: детям показываем два абсолютно одинаковых шарика из пластилина и спрашивали: «Где пластилина больше?»
Дети отвечали: «И там и там одинаково». Тут же на глазах у детей из одного шарика раскатывали большой блин и повторяли вопрос. Почти все дети отвечали: «А сейчас пластилина больше в блине». Точно так же необученный пересчёту ребёнок ответит по следующей картинке, что бабочек больше, (потому что ситуативно бабочки занимают больше места).
Этот факт убеждает в том, как важно приучать детей пересчитывать предметы по одному (слева направо, справа налево). Для этого полезны будут любые предметы и картинки, а также житейские ситуации. Естественно,для каждого возраста различные уровни сложности материала. Кроме этого нужно учитывать два фактора:
1. Не забывайте кого вы учите считать мальчика или девочку (советуем подбирать специальный дифференцированный материал)
2. Кроме устного пересчёта. Нужно продумать задания связанные со штриховкой, закрашиванием, проставлением цифр, обозначающих определённое количество предметов.
Вот к примеру задание для девочки:
1. Посчитай цветочки и в пустых клеточках нарисуй столько же точек или нужные цифры.
А вот задание для мальчиков:
Сколько на картинке оловянных солдатиков?
2. Закрась квадраты одним цветом, а треугольники другим.
Постепенно задания усложняются. Можно давать и такие примеры, где одно слагаемое меньше второго (но это при условии хорошего усвоения счётных операций). От конкретных предметных примеров советуем переходить к сложению и вычитанию поддерживаем интерес к математике и в то же самое время готовим детей к абстрагированию.
Дети очень любят решать задачи и тут важно придерживаться определённой системы. Вначале они придумывают и решают задачи с опорой на сюжет.
Например: Мама купила 20 яиц, а 2 взяла для омлета. Сколько яиц осталось?
Правомерен переход от таких задач к стихотворным задачам, вначале лёгким. Затем стихотворные задачки усложняются. Но отсчёт или присчёт по одному остаётся. Усложнить материал нужно непременно :
Чтобы дети не подумали, что математика-это совсем не легкое дело.
Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим содержанием. Для решения надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные существенные свойства, замаскированные внешними несущественными данными.
Далеко не бесполезно познакомить детей с задачками, имеющими в своём содержании числа, а научить детей считать и решать задачи, это ещё и знакомство с геометрическими фигурами. Которое тоже может пройти с помощью стишков. Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности:
1. Найти в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата.
2. Найти в предметах знакомые геометрические фигуры.
3. Затем предложите материал, состоящий из множества различных геометрических фигур.
В математическом образовании важно своевременно дать понятие конкретно: длины, ширины, высоты, толщины. Вначале это делается на конкретных картинках. Затем задание усложняется. Еще важно знать,что дети еще плохо знают своё тело. Путают левую, правую стороны, руки, ноги. Правое и левое ухо и т. п. А при постоянных тренировках дети будут ориентироваться в пространстве. Кроме тренировок на собственном теле, можно использовать игры с картинками. Чувство веса также приходит к детям через игровые упражнения с игрушками, предметами быта, продуктами.
Никто не сомневается в том, что развивать глазомер_ значит во многом помочь детям правильно определить разнообразный окружающий мир. Аналогичные действия развивают не только глазомер, но и сообразительность, а так же ловкость рук.
Например: Собери игрушку.
В жизни не мало ситуаций, которые помогут:
- сделать математику весёлой.
- развивать мышление и творческое воображение.
- формировать интеллектуальную активность.